В начале недели разлетелась новость: Минкульт увольняет с должности директора Музея кино его создателя Наума Клеймана. Однако очередная волна общественного возмущения и подняться-то не успела – представители министерства выступили с объяснением: Науму Ихильевичу была послана официальная телеграмма с уведомлением, что 30 июня истекает срок действия заключенного с ним контракта. И что это, мол, формальность, руководители подведомственных организаций всегда получают такие телеграммы перед истечением срока их контракта. «А иначе, – пояснили в ведомстве, – контракт становится бессрочным и продлевается автоматически». И подчеркнули, что телеграмма эта отнюдь не означает, что Клеймана уволят. Правда, год назад, когда с Клейманом заключался очередной годовой контракт, они с Мединским договорились, что этот год директор музея потратит в том числе на поиски нового директора. Но сегодня ни о каких кандидатах речи нет.
А главная новость культурной недели, конечно, – исключение из программы Московского международного книжного фестиваля двух спектаклей. В понедельник дирекция фестиваля получила из Минкульта письмо за подписью первого замминистра Владимира Аристархова, в котором были высказаны опасения: «По имеющейся информации, в пьесе «Душа подушки» могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса «Травоядные» содержит нецензурную брань». Речь о спектаклях «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова в постановке главного режиссера Театра кукол им. С.В. Образцова, лауреата «Золотой маски» Бориса Константинова, и о спектакле по пьесе Максима Курочкина «Травоядные» в постановке главного режиссера Театра кукол Республики Карелия, номинанта «Золотой маски» Натальи Пахомовой. До того обе пьесы подверглись суровой критике на страницах газеты «Культура» в материале «Минкульт предупреждает: современное искусство может быть опасно для здоровья россиян». Для показа на ММОКФ их выбрала театральный критик Елена Ковальская, которую вывели из состава экспертов минкультовского конкурса по поддержке современной драматургии. Все условности были соблюдены: оба показа вошли в программу «Запрещенный театр». В письме Аристархов не требовал от фестиваля снять спектакли, но предупредил: «В случае оставления данных мероприятий в программе фестиваля Министерство культуры Российской Федерации отзывает свое согласие стать официальным патроном IX Московского международного открытого книжного фестиваля и требует немедленно удалить все указания о таком патронате с сайта фестиваля, из пресс-релизов и из любой печатной и рекламной продукции, связанной с фестивалем». Но руководители фестиваля предпочли оба показа исключить из программы, хотя можно было вступить в переписку и даже убедить, что среди прочих сказок, к примеру, «Душа подушки» не так опасна, как тот же «Колобок», где налицо – приметы каннибализма.
Два спектакля, попавшие в немилость, должны были быть показаны в шатре интернет-издания Colta.ru. В знак протеста против цензуры руководство издания объявило о том, что уходит с книжного фестиваля и покажет спектакли на других площадках. Солидарность с Colta.ru проявили другие участники ММОКФ, как организации, так и частные лица: правозащитное общество «Мемориал», премия «Просветитель», издательства «Новое литературное обозрение» и Corpus, Польский культурный центр, Марат Гельман, Лев Рубинштейн и др. Заявленные ранее в программе фестиваля показы фильмов и спектаклей, обсуждения и презентации книг, дискуссии перенесли в Сахаровский центр, театр-клуб «Мастерская», Театр.doc, в редакцию «НЛО» и в офис «Мемориала». Мединский приехал на открытие книжного фестиваля, правда уже после церемонии, но о каких-то его заявлениях ничего не известно. В конце недели в эфире «Вестей» советник президента по культуре Владимир Толстой выразил сожаление, что все произошло именно так: мол, на фестивалях как раз собирается профессиональная публика и не было бы ничего страшного, если бы показы состоялись. Он же, возглавив созданный президентом Совет по русскому языку, успел высказать сомнения в повсеместном запрете нецензурной лексики в кино и на сцене, признав, что в некоторых случаях это оправдано художественными задачами.
Но дурной пример заразителен: увидев, как власть спешит исполнять претензии профильного еженедельника, на прошлой неделе «Литературная газета» вышла с огромной статьей, в которой клеймит Третьяковскую галерею за избыточное увлечение современным искусством, требуя переключиться на современное реалистическое искусство. Интересно, станет ли жертвой этой кампании выставка Дмитрия Александровича Пригова, которой досталось больше других? Впрочем, по опыту происходящих перемен интересного в этом совсем немного.