Фото Reuters
На прошедшей неделе окончательно сформировалась выборная палитра на единый день голосования – 14 сентября. Избирательные кампании в полтора десятка региональных парламентов бесповоротно ушли в тень под мощным напором действующих губернаторов, пожелавших переутвердиться именно сейчас, не дожидаясь своих законных сроков, приходящихся на 2015–2017 годы. В результате этого желания, а главное – согласия с ним Кремля, нынешней осенью произойдут выборы глав 28 субъектов РФ. В трети из них, кстати, досрочные отставки действующих начальников завершились тем, что Владимир Путин назначил там врио губернаторов. Еще одна треть просителей, по данным источников «НГ», осталась за кадром – им было просто непублично отказано.
Последними вскочившими в вагон набравшего скорость предвыборного поезда оказались губернаторы Самарской области Николай Меркушкин и Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. О судьбе последнего президент, похоже, размышлял пару дней, прежде чем дать согласие: их встреча в Сочи планировалась в начале прошлой недели, а указ о досрочной отставке Полтавченко вышел уже под ее конец.
Оппозиция подсчитала, что таким образом 14 сентября состоятся, по сути, полуфедеральные выборы – голосовать за высшие власти половины страны предстоит более чем половине ее избирателей из общего числа в 100 с лишним миллионов человек. Именно на прошедшей неделе выяснилось, что многие из оппозиционных политиков, ранее считавшиеся претендентами на борьбу за губернаторские кресла – вроде сопредседателя РПР–ПАРНАС Бориса Немцова и основателя партии «Яблоко» Григория Явлинского, – ныне от сражений такого рода предпочитают уклониться.
Причины беспрецедентной гонки региональных руководителей за легитимностью эксперты называют разные, однако почти все они относятся к разряду политтехнологических: воспользоваться более или менее благоприятной экономической ситуацией, оседлать патриотическую волну, расчистить год думских выборов – 2016-й – от региональной составляющей и т.д. Наиболее же интересной является версия о том, что просто дальше прямых губернаторских выборов может опять не быть: ведь для их отмены есть понятное обоснование – враждебное международное окружение. На прошедшей неделе Путину довелось лично услышать все тезисы антироссийской информационной кампании – в ходе интервью французским журналистам перед его визитом во Францию. Российский президент в какой-то момент, похоже, даже рассердился: он пытался отвечать на вопросы развернуто, но собеседники лишь все время заостряли разговор.
А вот по разного рода внутриполитическим проблемам разговоры, наоборот, ни в коем случае сейчас не заостряются, хотя это и надо было бы. Скажем, формирование нового Верховного суда, завершившееся странным результатом отказа в назначении туда примерно трети ныне действующих судей. Из ликвидируемого Высшего арбитражного суда прошло, впрочем, еще меньше, но это-то как раз и можно объяснить классическим – «горе побежденным!». А вот зачистка действующего состава ВС РФ, хотя его прежний председатель Вячеслав Лебедев в должности и переутвержден, напрямую попахивает антиконституционностью. Ведь получается, что полномочия судей досрочно прекращены вне рамок, определенных на это законом. Любопытно, что этот процесс – большей частью вредный для российской судебной системы, хотя, очевидно, и необходимый Кремлю – стал поводом и для замораживания работы по созданию в стране системы административного судопроизводства. На прошлой неделе выяснилось, что процедуры, по которым гражданам было бы легче судиться с государством и отдельными чиновниками, не будут утверждены законами раньше конца года. В Госдуме выдумали на это много обоснований, не сказав, конечно, главной причины – российская власть сейчас, видимо, крепко призадумалась над тем, а стоит ли давать населению такую волю.