В конце минувшей недели проявились очертания нескольких долговременных тенденций во внутренней политике. Не то чтобы раньше они не были заметны – просто подтвердились прогнозы. В частности, прогнозы «НГ», писавшей (см. номер от 22.05.14) о моде на досрочные отставки губернаторов. К тому моменту таких региональных начальников, в основном – вполне благополучных руководителей, было девятеро. И вот в субботу список пополнился главой Приморья Владимиром Миклушевским, объявившим о досрочных выборах. Днем ранее добро от президента на избирательные кампании в Башкирии и Нижегородской области получили Рустэм Хамитов и Валерий Шанцев.
И опять доводы в пользу досрочных выборов звучали не слишком убедительно: в основном речь шла о том, что такой шаг поможет главе региона более эффективно выполнять поручения президента. Вопрос: что мешает сегодня так и поступать? Недостаток легитимности? Хочется избраться, а не остаться назначенцем, хоть и президентским? Или губернаторы торопятся застолбить кресла в предчувствии обострения социально-экономической ситуации? Или стараются использовать возросший рейтинг Владимира Путина и «Единой России»?
В тени широкого обсуждения событий в Украине и в Крыму осталось любопытное продолжение интриги с объединением судов. Бывший глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов, протеже премьера Дмитрия Медведева, не получил должности руководителя профильной коллегии Единого верховного суда. Так решила комиссия ВС, которая завершила на прошедшей неделе отбор судей в новый орган. Это вторая по значимости новость после известия о том, что нынешний председатель ВС Вячеслав Лебедев сохраняет свою должность в новом органе.
Интересный поворот на прошедшей неделе обозначился в деятельности оппозиции. Самые известные ее представители старшего поколения Борис Немцов и Сергей Алексашенко, заявили об уходе из реальной политики в диссидентство. Тенденция печальная, напомнившая советскую практику и чреватая теми же последствиями, что и в Советском Союзе: единомыслие приводит к идеологическому, политическому, экономическому и моральному бесплодию власти. Кстати, опрос Левада-Центра, проведенный по заказу «НГ», показал, что граждане начинают трезветь в отношении событий на юго-востоке Украины: с марта к середине мая втрое меньше стало тех, кто готов поддержать включение этих регионов в состав России.
Оппозиция думская решала свои вопросы. Как водится, на встрече с президентом. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов получил от Путина согласие на исполнение давней своей задумки: законопроект о праве Госдумы лишать мандата любого парламентария по просьбе фракции будет рассмотрен в начале июня. Таким образом, в очередной раз выяснилось, что народные избранники вовсе не являются таковыми. Первыми жертвами нового закона станут, очевидно, депутаты-эсэры Дмитрий Гудков и Илья Пономарев.
Зато не изменил себе писатель Эдуард Лимонов, который в субботу провел первый за пять лет разрешенный мэрией Москвы митинг на Триумфальной площади. Он по-прежнему ругал власть. Однако на этот раз – за нерешительность в отношении Донбасса. Лимонов со всей откровенностью заявил Кремлю, что Донецкую и Луганскую народные республики следует признать, а бойцов ДНР поддержать. По меньшей мере оружием и боеприпасами. На этот раз мероприятие закончилось без задержаний, под аплодисменты присутствующих. А вот в Петербурге после аналогичной акции «Стратегии-31» были задержаны шестеро активистов. Правда, там шла речь о несправедливом законе о митингах.
Все эти события органично смотрелись на фоне продолжающегося наступления на Интернет. Успешных блогеров приравняли-таки к СМИ, а потом стало известно, что россиян могут лишить новостного ресурса «Яндекса». Депутаты Госдумы сейчас как раз работают над законопроектом, который обяжет поисковые системы и новостные агрегаторы регистрироваться в качестве СМИ.