0
2578
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

01.06.2014 17:28:00

В культуре. Фронтовику Тодоровскому отказали в знаниях военных реалий, а Мариинский театр опять впускает троянского коня

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ»

Тэги: минкульт, кинематограф, петр тодоровский


На минувшей неделе в Минкульте прошли презентация и защита проектов игровых и экспериментальных фильмов, претендующих на господдержку. И хотя за последнее время ко многому новому успели привыкнуть, все-таки многие были потрясены – без всякого преувеличения – смелостью военных экспертов, которые отказались поддержать сценарий фронтовика и классика советского и российского кино, недавно скончавшегося Петра Тодоровского. «У совета сложилось негативное впечатление по сценарию», – цитирует Интерфакс слова члена совета, исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Андрея Назарова. Проект по сценарию Петра Тодоровского – фильм «Встреча на Эльбе» – был представлен продюсером фильма Мирой Тодоровской и режиссером Евгением Лаврентьевым. Картина рассказывает об истории любви между русским офицером и молодой немкой на излете войны. Кроме того, экспертный военный совет при Минкульте потребовал от Андрея Кончаловского привести его сценарий фильма «Вики» об участнице французского Сопротивления Вере Оболенской в соответствие с исторической достоверностью. Картину Кончаловского в итоге включили в список тех 12, которым обещана господдержка. 

В списке поддержанных можно найти и другие известные и достойные имена: Александр Котт, Константин Худяков, есть альманах, снимать который среди других собираются Бакур Бакурадзе и Авдотья Смирнова. На господдержку было подано 80 заявок, из них для презентации отобран 41 сценарий. Господдержку получат 12 проектов. Сценария Тодоровского среди них нет. Мнение военных экспертов может быть любым, а вот решение экспертного совета в такой ситуации становится одиозным, поскольку ставит знак равенства между исторической правдой, какой ее сегодня видят эксперты РВИО, и произведением искусства, где своя правда – правда искусства. Смешно говорить, но по нынешним стандартам выходит, что и «Война и мир» Льва Толстого не получила бы поддержки на издание, так как известно: Толстой во многих случаях пошел против истины в изображении хода Отечественной войны 1812 года. 

Премьерой оперы Берлиоза «Троянцы» в Мариинском театре открылся фестиваль «Звезды белых ночей». Эта уже вторая постановка оперной дилогии за последние несколько лет (ей предшествовало концертное исполнение оперы, которое Гергиев и артисты Мариинки показали в нескольких городах, в том числе и Москве) – в 2011 году спектакль поставила испанская команда La Fura dels Baus, сейчас – греческий режиссер и сценограф Янис Коккос. Такая странная репертуарная политика (все-таки опера далеко не самая популярная для того, чтобы делать новую постановку раз в три года) кроется, видимо, в пристрастиях дирижера: романтическая, страстная партитура Берлиоза, миф о крушении и строительстве мира под стать натуре Гергиева. Плюс организационные моменты: очевидно, контракт на постановку La Fura dels Baus (это была копродукция с мадридским «Театро Реал») завершен, и затраты (не материальные – временные, человеческие) на подготовку новой минимальны. Партитура разучена, постановка осуществлена, как пишется в программке, по мотивам спектакля, который Коккос поставил 10 лет назад в парижском театре «Шатле». 

В пандан пятичасовым «Троянцам» на закрытии фестиваля Валерий Гергиев представит премьеру оперы Прокофьева «Война и мир» – этот спектакль, если играть его без купюр, может закончиться и за полночь. В кулуарах говорят, это будет самый большой скандал в истории современного музыкального театра. Поверить в это несложно: ставит спектакль режиссер Грэм Вик, чья постановка «Бориса Годунова» (тоже в Мариинском театре) была расценена критиками как довольно грубая политическая сатира. На очереди – еще один грандиозный исторический сюжет. Валерий Гергиев, к слову, уже намекнул в одном из интервью, что этот спектакль, возможно, в репертуаре театра не задержится (а сохранится «Война и мир» Андрея Кончаловского) и заметил, что политическая подоплека грядущей постановки его волнует в меньшей степени. Что ж, только подогрел интерес – спектакль с (предположительно) самой короткой историей, захотят увидеть многие. В то время как на «Троянцев» были билеты в продаже – кажется, впервые в истории театра и фестиваля «Звезды белых ночей». Петербуржцы мифологический марафон уже освоили и не спешат увидеть новую постановку, а гостей города на три спектакля в огромном зале Мариинки-2 не набралось. 

Попутно стоит отметить, что программа фестиваля в этом году крайне насыщенная, кроме концертов симфонического оркестра театра и знаменитых музыкантов, в афише – две балетные премьеры: вечер одноактных балетов Ханса ван Манена и спектакль «Маргарита и Арман» хореографа Фредерика Аштона с Ульяной Лопаткиной в главной роли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1698
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3655
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2706
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2209

Другие новости