Фото Reuters
Самая горячая и обсуждаемая новость вчерашнего дня – победа Австрии на «Евровидении». Бородатая женщина Кончита Вурст с песней Riselike a Phoenix набрала самое большое количество зрительских голосов. Конечно, существо это шокирует и самих австрийцев тоже, говорят, они писали письма в Национальный оргкомитет конкурса, чтобы не разрешить Кончите представлять их страну. А она взяла и победила – причем впервые за 40 с лишним лет, утерев нос другим австрийским певцам, неизменно оставлявшим страну на последних строчках голосования. Однозначно конкурс песни (ведь изначальная идея «Евровидения» – найти лучшую песню, и до сих пор ее никто не отменял) превратился в состязание идей: вспомним хоть украинку Руслану с дикой пляской племенной девицы, хоть монстров из финской группы, да хоть Верку Сердючку (пусть она и не победила), и, думаю, специалисты в поп- и рок-музыке могут этот список пополнить. За обсуждением и осуждением «грязных слез Европы» (Владимир Жириновский) забыли про собственно музыкальную сторону дела, а она не пострадала, кстати. Песня – пусть банальная баллада, но впечатление производит, голос у певицы есть, и еще какой. Но наш диагноз конкретный – извращение! Никто не хочет взглянуть на это социальное явление немного шире. Например, как на призыв к толерантности. Под маской Кончиты скрывается молодой мужчина, в детстве – изгой в школе, затем – изгой на работе (в своем обычном облике Томас успеха не снискал). Он выбрал себе вот такой необычный образ и призывает принимать свою героиню такой, какая она есть, не ограничивая ее свободу, девиз Кончиты Вурст – призыв к толерантности. Так, может быть, не за бороду, а именно за этот девиз голосовала Европа? И вообще образ бородатой женщины – уже не новость. 60 лет назад прошла премьера оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы», написанной на сюжет цикла из восьми картин и гравюр английского художника XVIII века Уильяма Хогарта. Один из персонажей – Баба-турчанка, знаменитая бородатая леди. Так что Европе этот образ знаком давно.
К новостям менее острым, но не менее интересным. 13-й Московский Пасхальный фестиваль завершился с абсолютным географическим рекордом: музыканты Мариинского театра побывали в 26 российских городах, от Калининграда до Владивостока. До Иркутска – на специальном поезде, затем самолетами, выступали и в концертных залах, и в гарнизонах, и в домах культуры. Столичный снобизм заставляет с осуждением подумать о «чесе» (почти как у эстрадных звезд 90-х, с одним лишь существенным отличием – без «фанеры»), но вдруг ставишь себя на место жителей Якутска, чья культурная жизнь далека от пресыщенности, и понимаешь, что такое «расширение» московского фестиваля – дело благородное. К тому же видны и результаты: упорный призыв Валерия Гергиева строить новые залы, кажется, приносит результаты, они действительно появляются, один другого краше. А вот лет через 10 Россия превратится в самую поющую нацию и заткнет за пояс старушку Европу с ее веками выпестованной культурой любительских и профессиональных хоров? Тогда тоже вспомним Валерия Абисаловича: на своих пресс-конференциях в регионах он призывал в каждом регионе организовывать – нет, не скромные любительские, масштаб личности не тот – сразу тысячеголосые хоры!
Культурная экспансия в Крым будет, судя по всему, идти по самому широкому фронту. Это можно понять из слов министра Владимира Мединского, сказанных после открытия на Белорусском вокзале памятника «Прощание славянки». Среди тех мероприятий, которые будут регулярно, из года в год, проводиться в Крыму, министр назвал, в частности, большой Ялтинский кинофестиваль (который, если кто помнит, по просьбе президента Путина не должен затмить собой или как-то потеснить уже имеющиеся российские фестивали в этом регионе – надо так понимать, что президента волнует судьба сочинского «Кинотавра» и «Киношока» в Анапе), а также еще один кинофестиваль молодежного и детского кино. Кроме того, планируется возродить джазовый фестиваль в Коктебеле, а также перенести в Крым площадку для нового фестиваля авторской песни, который призван стать продолжением знаменитого Грушинского фестиваля. «Представители Грушинского фестиваля приезжали в Министерство культуры и напомнили, что в советские годы это называлось фестивалем авторской патриотической песни. Это они и хотят возродить в Крыму под названием «Груша-2», – рассказал Мединский. Наконец, собираются развернуть в Крыму деятельность самых разных реконструкторов военно-исторических событий, «которые хотят создать в Крыму постоянно действующую международную площадку». И это начинание можно будет уподобить ныне действующим военно-историческим фестивалям в Коломенском и на Бородинском поле. Но и это не все, поскольку планируются также театральный фестиваль, джазовый и еще целый ряд разнокалиберных мероприятий.