Фото с официального сайта Минэкономразвития России
Прошлая неделя началась с неожиданной административной новации, о которой объявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Для контроля над исполнением майских указов президента Владимира Путина должен появиться специальный уполномоченный орган-координатор. Им может стать Минэкономразвития, возглавляемое Алексеем Улюкаевым.
Вплоть до последнего момента исполнение майских указов контролировалось лично президентом в режиме «ручного управления». Такая схема была выстроена осознанно, так как майские указы – это стратегически важные ориентиры для работы всего правительства. Их исполнение – репутационный вопрос для президента. Раз схема меняется – значит можно говорить и о смене приоритетов руководства страны.
Особую пикантность ситуации придает тот факт, что о столь серьезной административной новации заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, а не премьер Дмитрий Медведев и не сам президент. Причем Голикова рассказала об изменениях в тот же день, на который было запланировано совещание президента с кабинетом министров, посвященное как раз исполнению майских указов. Более того, в открытых источниках потом не появилось информации об этом совещании президента – никаких объяснений происходящего.
Внешнеполитические разногласия России все острее. И, похоже, внутренние проблемы с исполнением майских указов отходят для президента на второй план. Поэтому понадобилось промежуточное звено в виде ведомства, которое возьмет основную часть работы на себя. Но еще один бонус такой новации в том, что теперь именно уполномоченный орган может оказаться крайним в случае провала с майскими указами. Урон будет нанесен репутации не столько президента, сколько ответственного за указы ведомства.
Очень своевременная мера, особенно если учесть, что проблем с майскими указами не избежать. Для достижения прописанных в них целей необходим устойчивый экономический рост не ниже 5%, а по некоторым расчетам, и 6–8% в год. Это признавали и премьер Дмитрий Медведев, и советник президента Сергей Глазьев. В среду, выступая в Госдуме, министр Алексей Улюкаев сообщил, что такой экономический рост для России недостижим.
«Экономическая ситуация нестабильна. По итогам первого квартала у нас темп экономического роста менее 1%, а именно – 0,8%, – пояснил Улюкаев. – Семь месяцев назад мы встречались с вами и констатировали, что экономическая ситуация в России самая острая с 2009 года. За истекшие семь месяцев ничего утешительного не произошло, и ситуация стала даже более напряженной, чем была прежде. К тем внутренним факторам торможения экономического роста добавилась высокая степень неопределенности на глобальных финансовых рынках, серьезный отток капитала, неготовность инвесторов принимать инвестиционные решения в острой международной обстановке, которая сложилась за последние два месяца».
Помимо оттока капитала и «инвестиционной паузы», упомянутых Улюкаевым, российскому правительству нужно готовиться к еще одной финансовой потере. Не исключено, что Евросоюз и Запад под угрозой ужесточения санкций могут потребовать от России простить выданные ранее Киеву кредиты. Неплатежеспособность украинского государства – состоявшийся факт. Европейцы - например, в лице министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта - уже называют Украину «де-факто банкротом».
Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сообщили на прошлой неделе, что для восстановления платежеспособности Украины Киеву необходимо найти в этом году как минимум 30 млрд долл., что значительно больше, чем все потенциально доступные сейчас Украине займы, ссуды и кредиты.
Финансовая помощь Международного валютного фонда (МВФ) – палка о двух концах: МВФ выдает деньги на восстановление экономического баланса только при условии проведения в стране болезненных реформ, «затягивания поясов». Эти реформы могут еще больше дестабилизировать политическую обстановку в Украине. Эксперты уже не считают натяжкой такое предположение, что МВФ повременит с новыми кредитами до тех пор, пока Россия не простит Украине долги.
Иностранцы все активнее обсуждают ужесточение санкций в отношении России, касаясь таких болезненных вопросов, как сотрудничество в энергетической сфере. На прошлой неделе китайские эксперты сообщили, что России до сих пор не удалось закрепиться на азиатском рынке, да и на европейском рынке положение РФ не столь устойчиво. В газовой сфере Россия нуждается в Европе куда больше, чем Европа в России, считают китайцы. Такое мнение было опубликовано на официальном сайте центральной газеты Китая «Жэньминь жибао» – печатного органа, транслирующего официальную позицию КНР.
Возможно, китайская сторона просто пытается так выторговать себе более выгодную цену на российский газ. Хотя и сами европейцы уже пугают Москву пересмотром прошлых договоренностей и подготовкой к следующему, экономическому, этапу санкций – теперь против российских компаний в энергетическом секторе. Резолюцию, призывающую Евросоюз к таким действиям, принял в конце прошлой недели Европарламент. Как воспримут санкции конкретные нефтегазовые компании – вопрос.
В пятницу Владимир Путин обсудил с главой нидерландско-британской компании Royal Dutch Shell Беном ван Берденом дальнейшее расширение нефтегазового проекта «Сахалин-2». И судя по сообщениям информагентств, участники встречи легко нашли общий язык и остались друг другом довольны.