Фото Reuters
Всю прошлую неделю, включая даже воскресный день, российские и зарубежные чиновники соревновались в оценках возможных потерь экономики РФ от ужесточения санкций Запада.
За один только первый квартал этого года наша экономика из-за санкций лишилась 150 млрд долл. Такое сенсационное заявление сделал в воскресенье перед одесскими журналистами министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
Как передает Би-би-си, журналисты поинтересовались у шведского дипломата, почему санкции в отношении России такие мягкие, и именно в ответ на этот вопрос Бильдт сообщил, что санкции отнюдь не мягкие, ведь Россия уже столкнулась с колоссальными потерями.
Расчеты потерь от западных санкций пока довольно условны, из разных источников звучат разнообразные оценки российской платы за Крым. Центробанк РФ сообщает, что чистый отток капитала из России в первом квартале составил около 51 млрд долл.
А по данным РБК, украинский кризис уже обошелся России примерно в 180 млрд долл. Эта сумма складывается из мартовского оттока капитала, который, по оценке специалистов Высшей школы экономики, составил 33,5 млрд долл., и падения капитализации отечественных компаний как в России, так и в Лондоне – в общей сложности на 145,5 млрд долл.
В воскресенье госсекретарь США Джон Керри пригрозил России «дополнительными последствиями», если руководство РФ не изменит свою позицию по украинскому кризису, передает «Прайм». Нависшая угроза ужесточения санкций стала поводом для Минэкономразвития (МЭР) впасть в пессимизм. В середине прошлой недели ведомство шокировало общественность и экспертное сообщество обновленными прогнозами.
Вместо 2,5% роста ВВП по итогам 2014 года МЭР теперь ожидает в лучшем случае рост ВВП на 1,1%, в худшем – на 0,5%. Эти прогнозы оказались даже пессимистичнее тех, которые обнародовал Международный валютный фонд (МВФ). МВФ пока ожидает по итогам 2014 года рост российской экономики на 1,3%.
Оба варианта прогнозов МЭР предполагают, что отток капитала из страны составит в 2014 году 100 млрд долл. Но и это не предел пессимизма. Ведь глава МЭР Алексей Улюкаев ранее не исключал спада экономики на 1,8% при оттоке капитала 150 млрд долл. Инвестиции в основной капитал, согласно новым прогнозам МЭР, упадут по итогам года либо на 0,1%, либо на 1,9%.
Рубль продолжит дешеветь. По прогнозу МЭР, в течение 2014 года реальный эффективный курс рубля снизится на 7,4%, хотя изначально ведомство ожидало ослабления лишь на 1,5%. А к 2017 году курс национальной валюты может составить уже около 39 руб. за 1 долл.
Замглавы МЭР Андрей Клепач объяснял ухудшение прогнозов растущим на фоне западных санкций оттоком капитала, а также изменением параметров экспорта. Прежде всего речь идет об экспорте углеводородов в Европу и Украину. Как ожидается, прогнозы ведомства будут обсуждаться на правительственном заседании 24 апреля.
Но не все согласились с расчетами МЭР. Экс-глава ведомства, ныне помощник президента Андрей Белоусов указал, что составители прогнозов не учли имеющиеся у страны резервы роста. Белоусов сослался на готовящийся пакет мер по ускорению роста, который затрагивает бюджетную и налоговую политику.
Не учли составители прогнозов, похоже, и другой фактор роста, на который российские власти раньше возлагали большие надежды, – тесное экономическое сотрудничество с Китаем. Либо же этот фактор был учтен, но оказался незначительным и общую картину не изменил.
На прошлой неделе состоялся двухдневный визит российской делегации в Пекин. Вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал о намерении России и Китая ускориться с подготовкой энергетических контрактов к майскому визиту в КНР президента Владимира Путина.
А глава «Газпрома» Алексей Миллер похвалился, что есть некоторый прогресс в обсуждении цены на российский газ для Китая. Правда, этот прогресс, достигнутый лишь на словах, уже многие годы не помогает двум странам прийти к заключению контракта.
Также всю неделю набирала обороты газовая война между Москвой и Киевом. Сначала Украина объявила о прекращении закачки топлива в свои подземные хранилища в знак протеста против установленной «Газпромом» с 1 апреля цены на топливо.
Затем Владимир Путин провел несколько совещаний, на которых обсуждал с членами правительства и Совета безопасности эту проблему и призывал правительство быть готовым к любому развитию ситуации – в том числе к необходимости поднимать собственное производство и стимулировать импортозамещение. В четверг Путин направил письмо европейским лидерам, в котором указал на долг Украины за газ и предложил Европе принять экстренные меры для решения этой проблемы.
Газовая война сопровождалась торговым противостоянием. В понедельник Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз на российскую территорию молочной продукции шести украинских предприятий, которые, как сообщалось, не соблюдали требования техрегламента. Москва симметрично ответила Киеву, объявившему ранее об изъятии из продажи ряда кондитерских изделий, сыров и рыбы, произведенных в РФ.
Но торговая война идет не только между Москвой и Киевом. Российский рынок по разным причинам закрывается и для производителей продуктов питания из некоторых других стран. География противостояния обширная – Европа, США, Австралия.
Как показывает практика, деятельность надзорных органов резко активизируется в периоды ухудшения отношений РФ с другими странами.