Прежних экспертов Минкульта заменили на новых. А меры поддержки нашего кино все-таки похожи на квоты.
В начале недели стало известно, что в Минкульте экстренно поменяли состав экспертных советов по поддержке современного искусства. Некоторые – редкие – имена перекочевали из старого списка в новый, но в целом состав существенно изменился. По вопросу выдачи денег на поддержку современной драматургии в министерстве больше не будут прислушиваться к мнениям критиков Павла Руднева, Елены Ковальской, Романа Должанского, драматургов Елены Греминой и Ивана Вырыпаева. Теперь арбитрами станут писатели Алексей Варламов, Сергей Шаргунов, художник/сценарист/актер Александр Адабашьян, кинорежиссер Павел Лунгин и главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская. Поскольку собственное расследование на «экспертную» тему сперва анонсировало, а на этой неделе и опубликовало как раз это издание, история приобрела черты банальной борьбы за власть, в данном случае – скорее идеологическую, чем финансовую, хотя больше всего разговоров как раз о как будто бы зря потраченных бюджетных деньгах. Из экспертного совета по поддержке молодой режиссуры выбыли режиссер Василий Бархатов и театровед, организатор множества театральных лабораторий Олег Лоевский. Вошли же – кинодраматург Виктор Мережко, актер и режиссер Александр Галибин, худрук МХТ Олег Табаков и кинокритик Юрий Богомолов. Выбирать получателей грантов на инновационные проекты в области современного искусства теперь станут, в числе прочих, главный редактор журнала Hollywood Reporter (российского его варианта) Мария Лемешева и зампред общественного совета Минкульта Павел Пожигайло. Отказались в ведомстве от услуг таких экспертов, как директор Музея современного искусства Василий Церетели, директор Центра современной культуры «Гараж» Антон Белов и искусствовед Ольга Шишко. Взгляда на новые списки достаточно, чтобы, во-первых, удивиться: некоторые эксперты посажены явно не в свои «сани» (ну, просто из другой отрасли люди). А во-вторых, видно, что колоду тасовали, в большинстве случаев исходя из основополагающего тезиса нового проекта формирования основ культурной политики: «Россия – не Европа». Этот проект на минувшей неделе был опубликован, и по поводу института экспертов в нем все четко прописано: «На материале научных исследований о влиянии искусства на индивидуальное и общественное сознание необходимо выстраивать взаимодействие с экспертным сообществом по совместному отбору проектов в сфере современного искусства, отвечающих приоритетам государственной политики. Это естественным образом приведет к пересмотру отношений регулятора с кураторами «современного искусства» в тех его проявлениях, которые не несут духовно-нравственного содержания либо оказывают негативное влияние на социум. Как минимум – такое «искусство» не должно получать государственной поддержки. Как максимум – государство должно пресекать негативное воздействие на общественное сознание». Сей документ составлен «рабочей группой Министерства культуры». Кстати, еще нигде не был опубликован сопутствующий процитированному проекту «Основ...» доклад на ту же тему, где обозначены такие главные вызовы нашей суверенной культуре: разрушение личности, демонтаж народа, немощь власти и чужебесие лукавое.
В понедельник опубликован список поручений Дмитрия Медведева по итогам заседания Совета по кино, и в нем особо примечательна мера поддержки отечественного кино в прокате. Министерствам культуры, экономического развития, финансов и Фонду кино поручено проработать вопрос поддержки российского кинематографа «в части увеличения доли российских фильмов в кинотеатральном прокате, стимулирования кинотеатров к показу отечественных фильмов, а также введения целевых отчислений от кинотеатрального проката иностранных фильмов». Поручено даже проработать вопрос о возможности введения таможенных пошлин при ввозе в Россию иностранных фильмов «с низким коммерческим потенциалом» (надо думать, имеются в виду артхаусные фильмы, призеры главных мировых фестивалей, которые наши борцы за духовность часто именуют «чернухой»). То есть квот не будет, но владельцев киносетей будут «стимулировать к показу отечественных фильмов». А тех камикадзе, что вздумают завозить к нам картины из-за бугра, обложат такими налогами, что они сами бросят свои дурацкие затеи.
А деятели молодежного отделения Союза кинематографистов присмотрели в качестве прекрасной площадки Ялтинскую киностудию. В быстроте реакции и чутье на хороший объект им не откажешь. Примечательно, что в обращении СК к премьер-министру Медведеву не говорится о том, что в Ялте будут возрождать производство кино. Пока формулировки самые общие, оставляющие простор для трактовок. На крымской киностудии предложено создать молодежный экспериментальный центр «Дебют», «в рамках которого будет развиваться сотрудничество молодых кинематографистов по различным направлениям современного кино».