Фото Reuters
Минувшая неделя, как и несколько предшествующих, на постсоветском пространстве прошла под знаком Украины. Большинство событий в различных странах бывшего СССР лишь на первый взгляд кажутся не имеющими отношения к украинским событиям.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, допустив в оценках кризиса в соседнем государстве ряд противоречащих друг другу заявлений, вдруг объявил о решении приватизировать 87 предприятий. Это шаг сразу по всем направлениям. Западу Лукашенко демонстрирует готовность к либерализации, а Россию приглашает к более тесному союзу. В любом случае решение президента направлено в конечном счете на укрепление собственных позиций через снижение напряженности в отношениях с Западом и усиление партнерства с Москвой.
В Молдавии с приближением времени подписания соглашения с ЕС усиливается поляризация между сторонниками прозападного курса и пророссийского. Это вполне ожидаемо, и основные события в республике впереди. Примечательно, что в Кишиневе недавно побывала знаковая для революционных сценариев постсоветского пространства фигура – представитель Госдепа США Виктория Нуланд. Оказывается, Украина – не первый опыт ее вмешательства в события в другой стране. Армянские СМИ в эти дни пишут о том, что Нуланд сыграла заметную роль в отстранении от власти первого президента республики Левона Тер-Петросяна в 1998 году.
Сегодня в Армении другая отставка. Пост в конце прошлой недели покинул премьер-министр Тигран Саркисян. Согласно его заявлению и сообщениям «достоверных источников», сделано это было без давления президента Сержа Саргсяна, то есть сугубо добровольно. Однако глава Армении получил неплохие дивиденды.
Во-первых, из верхов ушел наиболее заметный атлантист. Сторонник сближения с Западом премьер Саркисян вряд ли устраивал Москву, у которой к Еревану мог возникнуть вопрос: как Армения будет себя чувствовать в Таможенном союзе с прозападно ориентированным главой правительства? Теперь этой шероховатости нет.
Во-вторых, с учетом социально-экономического положения Армении и растущего недовольства населения необходимость жертвы стала очевидной. Проваленная пенсионная реформа, которую Конституционный суд признал незаконной, стала неплохим поводом для отставки премьера. Его уход способен снизить протестный накал, одним из катализаторов которого была именно упомянутая реформа, вызвавшая многотысячные акции протеста.
В-третьих, уход Саркисяна нанес удар по оппозиции, которая начала было объединяться именно с требованием отставки правительства. Какая теперь идея может стать цементирующей для разношерстных амбициозных противников властей, становится непонятно.
В Грузии тоже стали раздаваться требования об отставке властей. Исходят они пока большей частью от властей бывших. Противостояние между ними продолжается. На минувшей неделе на допрос был вызван экс-секретарь Совета национальной безопасности Гиги Бокерия – идеолог «Единого национального движения» (ЕНД). Многочасовой допрос, как в большинстве случаев с «националами», касался нецелевых бюджетных растрат, исчисляемых миллионами. Однако Бокерия, как и побывавшие в прокуратуре его коллеги по ЕНД, уверен в политических мотивах преследования. Бокерию арестовывать не стали. Возможно, временно. Зато, похоже, решен вопрос с задержанием Роланда Ахалаи – бывшего главного прокурора Мингрелии, отца скандально известных братьев – экс-министра обороны Бачаны, сидящего в тюрьме, и экс-чиновника того же ведомства Давида, объявленного в розыск. Старшего Ахалаю пока защищает депутатский иммунитет. Однако обнародовано заявление правоохранительных органов о том, что с учетом чрезвычайности обвинений Роланд Ахалая может быть задержан, даже если парламент не лишит его неприкосновенности.
Соседний Азербайджан, в очередной раз принимавший ближайшего друга – премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, объявил о планах еще большего сближения с братской страной. Баку и Анкара реанимировали старый проект о создании единой армии. Впрочем, эксперты полагают, что заявления об объединении военных ведомств носят «информационный характер», а на самом деле затея практически невыполнима в силу невероятной сложности, отягощенной и массой субъективных факторов. По неподтвержденной же информации, Эрдоган якобы привез Алиеву еще один список азербайджанских чиновников, не отличающихся благонадежностью в отношении родины, а еще в большей степени – Турции.
В Центральной Азии, за исключением Киргизии, – внешнее спокойствие. Зато в Бишкеке о грядущей еще одной революции говорят как чуть ли не о свершившемся факте. Здесь, как и в Армении, заменили премьера. Но эта мера в «буйной» республике может оказаться недостаточной. Не случайно в Бишкек зачастили западные эмиссары.