На прошедшей неделе деятели Госдумы и Совета Федерации проявили рвение в попытке защитить отечественную культуру от дурного влияния внешних и внутренних недоброжелателей.
Грозная тень законопроекта о квотировании зарубежных фильмов вновь нависла над страной – причем градус любви к российскому кино подскочил до новой отметки. Недавно еще Сергей Железняк предлагал сделать так, чтобы наших фильмов в кинотеатрах было не меньше 20%. И вот его коллега по «Единой России» Роберт Шлегель вышел с проектом закона об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах, по которому этих самых фильмов не должно быть больше 50%... Наш зритель вынужден смотреть «плохие американские фильмы», а огромное количество хороших российских до него не доходит, так уравняем их в правах – плохие американские и хорошие российские. Вопрос «Где в одночасье взять столько хороших современных отечественных фильмов?» эксперты задавали в свое время еще Железняку с его 20% и внятного ответа так и не получили.
Отрадно, что инициативу Шлегеля руководители культурного ведомства также подвергли критическому анализу. «Мы не торопимся, ведем напряженную консультацию с отраслью, – сказал по этому поводу Владимир Мединский. – На прошлой неделе встречались с руководителями всех ведущих кинотеатров России и сейчас подталкиваем их к тому, чтобы они взяли на себя обязательства по установлению льгот на показ российского кино». Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой выразился и того определеннее, назвав законопроект о пятидесятипроцентной квоте «абсурдом» и «популистской мерой». Инициативу Шлегеля обсуждали в ходе заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии – в этот раз он прошел на «Мосфильме». И Дмитрий Медведев, и Владимир Мединский обрисовали положение отечественного кино в тонах, настолько радужных, что подумалось: наверное, они смотрят какие-то другие российские фильмы и статистические выкладки составляют по другим каким-то принципам. «Деньги вложены удачно, – сказал премьер-министр по поводу госсредств, выделенных на кинематограф в 2012 году. – Важно, чтобы этот темп не был потерян». «Сегодня отечественный кинематограф на подъеме», – это мнение министра культуры.
Кинофикация Крыма также теперь одна из приоритетных задач – это ясно дал понять Дмитрий Медведев. Министр культуры сообщил, что его ведомство уже включилось в этот процесс – думают, как возрождать кинофестивали в Ялте и Гурзуфе, срочно разработали меры поддержки производства игровых и документальных фильмов по истории Крыма. «Надо подумать, как лучше использовать в этих целях ресурсы Ялтинской киностудии, – рекомендовал Дмитрий Медведев, – и, конечно, очень важно преодолеть культурную изоляцию, в которой, к сожалению, находились жители полуострова в последние годы».
Покуда кинематограф российский процветает и вот-вот отвоюет зрителя у американских захватчиков, театру тоже надо бы как-то протянуть руку помощи, «приостановить процесс развала», «дать должный отпор безнравственности» – таких взволнованных выражений полна была речь сенатора Олега Пантелеева в Совете Федерации. Пантелеев (он представляет в Совфеде Курганскую область) внезапно обвинил московский Театр на Таганке в пропаганде аморальности и отсутствии патриотизма. Стрела пущена в группу выпускников «Школы театрального лидера», чьи проекты по обновлению репертуара осиротевшего театра действительно вызывают неоднозначные оценки членов труппы, критиков, зрителей. Также попал под раздачу Дмитрий Быков, которому театр заказал пьесу, и рокер Юрий Шевчук – у того намечен концерт-бенефис в стенах «любимого, знаменитого, почитаемого в нашей стране театра» – это уже определение Валентины Матвиенко. Председатель Совета Федерации разделила возмущение курганского сенатора и даже предложила направить обращение на имя главы Минкульта. Костер разгорелся с треском, но был быстро потушен спокойным и аргументированным отпором дирекции театра и Комитета по культуре города Москвы, в чьем ведении и находится Таганка.