Фото Reuters
Выход Крыма из состава Украины и вхождение его в Россию – событие, привлекшее внимание к сепаратистским движениям в Европе, которые в последнее время явно оживились.
В пятницу были объявлены результаты онлайн-опроса, проведенного в итальянском регионе Венето по инициативе местного движения за независимость. В состав региона входит город Венеция, когда-то бывшая независимым государством. Итог голосования почти крымский: 89% опрошенных высказались за независимость региона от Италии. При этом 55% хотят остаться в ЕС, 51% – за пребывание в еврозоне и 64,5% – в НАТО.
Главная причина желания выйти из состава Италии – тот факт, что Центр взимает больше налогов с Венето, чем возвращает. Разница равна примерно 20 млрд евро в год. Результаты опроса, не имеющего обязывающий характер, будут служить обоснованием для законопроекта о проведении официального референдума в пользу независимости Венето.
В Венето о примере Крыма или его влиянии не говорили. Однако в другом итальянском регионе – Ломбардии, где также подумывают о независимости от бедных районов страны, о событиях на Крымском полуострове речь шла. Маттео Сальвини, лидер «Лиги Севера», важнейшей партии в этой части страны, высказался в поддержку крымчан. Более того, по некоторым сведениям, представитель сепаратистского движения севера Италии выезжал в Крым в качестве наблюдателя на прошедшем там референдуме. Там же был наблюдатель от сепаратистской партии Фландрии, нидерландоязычной части Бельгии.
В Испании о Крыме говорили обе стороны – и правительство, и сепаратисты Каталонии. Официальные лица правительства, следуя линии ЕС и НАТО, энергично осуждали итоги крымского референдума и вхождение республики в состав России как «нелегитимные» действия. При этом голосование, по их оценке, якобы проходило на скорую руку и «под дулом автоматов». Отвечая центральным властям, глава правительства Каталонии Артуро Мас заявил, что в регионе подготовка к референдуму о независимости ведется уже давно и сам он будет проведен в мирной и радостной обстановке. Коалиция партий, выступающих за выход Каталонии из состава Испании, как и венецианцы, делает упор на то, что развитый регион используется в качестве донора для центральной власти и с этим пора покончить. Референдум о независимости назначен каталонцами на ноябрь нынешнего года, но Мадрид не намерен его допускать, так как Конституция Испании не предусматривает выхода из ее состава отдельных регионов.
В Великобритании другой набор аргументов. Там нет конституции как официального документа. В этой связи правительство, возглавляемое Дэвидом Кэмероном, уже дало согласие на проведение 18 сентября нынешнего года референдума о независимости Шотландии. Однако это не помешало Кэмерону и его министру иностранных дел Уильяму Хейгу энергично осуждать крымский референдум как незаконный, поскольку его проведение не предусмотрено украинской Конституцией.
Что касается шотландцев, то Лондон припас для них другие аргументы. Их хотят лишить права использовать британский фунт в качестве национальной валюты и угрожают оставить вне Евросоюза и НАТО. Шотландские сепаратисты, возглавляемые первым министром Алексом Сэлмондом, в полемику по поводу Крыма не вдаются. Они напоминают о праве Шотландии на нефтегазовые ресурсы прилегающей зоны Северного моря и подчеркивают свою способность вести хозяйство. Не случайно ведь великий экономист Адам Смит был шотландцем.