События вокруг Крыма требуют от президента Владимира Путина больше времени для общения с лидерами иностранных государств и главами международных организаций. Вся прошедшая неделя была посвящена телефонным разговорам, причем вроде как исключительно по просьбам зарубежных политиков. Наши руководители им в беседах не отказывают, тем более что длительные переговоры сейчас в интересах России. Ведь наша дипломатия в ответ на ужесточение западных заявлений явно пытается забюрократизировать нарастающий кризис. Например, министр иностранных дел Сергей Лавров в ходе своего доклада Путину в понедельник пояснил: на различные бумаги из США Россия отвечает своими, после чего согласование позиций начинается по новой.
История со скоропостижным крымским референдумом, впрочем, не отвлекла президента насовсем от Паралимпийских игр. В конце прошедшей недели он, как и обещал, смог приехать в Сочи, чтобы посмотреть финальные соревнования и церемонию закрытия. Но перед этим у него состоялось совещание с членами Совета безопасности РФ. На нем прозвучали подчеркнуто миролюбивые слова Путина: кризис в Украине случился не по нашей вине, но получилось, что мы в него вовлечены, так что «давайте подумаем вместе на тему, как нам строить отношения с нашими партнерами и друзьями в Украине и с другими нашими партнерами в Европе и в Соединенных Штатах». И думать придется много, ведь, как признал глава государства на прошедшем в прошлую среду совещании уже по экономическим вопросам, внешних рисков не становится меньше. Ситуация в экономике вроде бы и стабильна, но совсем не блестяща. А возможные в перспективе санкции вряд ли помогут сохранению даже такого слабенького, как сейчас, положения.
Между тем на прошлой неделе у тех, кто считает, что ситуация «осажденной крепости» будет использована прежде всего для внутрироссийской «заморозки», появилось много поводов для укрепления в этом своем мнении. Действия власти по консолидации перед лицом внешней угрозы как всего общества, так и его политического и журналистского классов наделали много шуму, вызвав даже реакцию из-за океана. Митинги по всей стране в поддержку Крыма как будущего субъекта РФ – многотысячные и хорошо организованные неизвестно кем, полное исчезновение хотя бы каких-то оппозиционных настроений в парламенте, преграды для распространения в медийном пространстве альтернативных и даже просто скептических оценок украинских событий. Именно так восприняли многие смену собственником руководства портала Lenta.ru, блокирование по указанию Роскомнадзора блога Алексея Навального и других сайтов, распространявших нелояльную информацию.
К свежим признакам политики власти по страховочной «деукраинизации» страны можно отнести и решение о ликвидации выборов, а значит и партийной борьбы на муниципальном уровне, и проект закона об общественном контроле в РФ, к которому на самом деле допускается не общество, а лишь предварительно отобранные государством общественники. И при всем при этом делается вид, что никакого внутриполитического похолодания нет. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, например, заявил в субботу, что ситуация в Украине не будет поводом для того, «чтобы в России стали укрепляться корни авторитаризма», и что никакого единомыслия в стране никто вводить не собирается.
Тем не менее приходится констатировать, что если по внешним линиям звонки в Кремль еще проходят вполне свободно, то вот внутрироссийские абоненты дозвониться до властей, похоже, уже не могут. И можно только надеяться, что это «занято» будет все же не навсегда.