Фото с официального сайта группы "Океан Ельзи"
Большая политика уже начинает решительно диктовать свои правила и маленькой - культурной политике. До концерта известной украинской группы "Океан Ельзи" еще целый месяц, но известный депутат Милонов уже выступил против. Причину даже не нужно просить называть: именно эта группа приветствовала протестантов Майдана, выступала там, и не раз. И вот теперь, получается, её решили сделать невъездной у нас.И вот на минувшей неделе сперва в одностороннем порядке расторг договор "Ледовый Дворец", организаторы, надо отдать им должное, не испугались и тут же нашли другую подходящую площадку, но и эта, вторая, "Арена Сибур", тут же выяснилось, технически не сможет соответствовать необходимым требованиям. Концерт все-таки отменен. Билеты можно будет вернут в кассы Ледового с 31 марта по 10 апреля, однако открытым остается вопрос: речь ведь шла не об одном только концерте в Петербурге, а о туре группы по России. Что - с концертами в других городах? Как писал много лет назад Слуцкий: человечество делится на две команды, на команду "смирно" и команду "вольно". Все ли сейчас отдадут под козырек и последуют положительному примеру, который подал Петербург?
В минувшую среду в Министерстве культуры прошла итоговая коллегия, где с отчетом за прошлый год выступил министр культуры Владимир Мединский. Отчитывался он с удовольствием, поскольку получалось, что по всем статьям он выходит победителем. И зарплаты подняли, в том числе, например, ученым, тем самым, которых от души весь год реформировал, как говорится, изо всех сил, вкладывая в эти реформы всю душу, - так вот, и ученым удалось поднять зарплату с 12 тыс в начале года аж до 70-ти с лишним в конце, средняя зарплата в НИИ искусствознания сейчас - 43 тыс. рублей и эти суммы в кулуарах коллегии нам тут же подтвердила директор НИИ искусствознания Наталия Сиповская. Кстати, обратив внимание собравшихся на масштабные кадровые перестановки 2013 года, и в недрах минкульта и в широком смысле - во всех культурных учреждениях, Владимир Мединский пообещал, что ничего подобного по размаху в этом году не будет. Надо понимать: всех, кого надо было, уже назначили и переназначили. Ах, как жаль, - очень, очень многие ждут, когда же наконец Минкульт исправит очевидное ошибочное решение о назначении в Институт истории искусств в Петербурге г-жу Ольгу Кох, тем более, что и в кулуарах, в частных беседах эту необходимость высокопоставленные чиновники министерства признавали и в прошлом году. Что тянут - непонятно. Из хорошего: по словам министра, в прошлом году в ходе экономии и перерасчетов уже одобренных заявок и лимитов удалось сэкономит больше 2 млрд рублей на строительство и ремонт и из этих денег, в частности, была закуплена вся техническая начинка для Псковского театра драмы, который был открыт в феврале. Эти же деньги пошли и на закупку нового, как сказал министр, самого современного оборудования для петербургского БДТ. А то, сказал Владимир Мединский, там была машинерия - почти такая же, как у нас здесь, в зале минкульта. Ну... Не знаю. Товстоногову это не помешало поставить свои великие спектакли. Но если новому худруку Андрею Могучему это поможет выпускать один шедевр за другим, - мы все только рады будем, и разделим эту радость с министром.
Всё шло тихо-мирно, даже почти любовно, с отеческой нежностью отправил Владимир Мединский с трибуны перебравшего регламент Николая Бурляева, который был озабочен опасностью появления в России инновационных культурных центров, которые могут одним махом погубить все, что сумела накопить великая русская культура за прошедшие 10 с лишним веков. Так бы и разошлись, расцеловавшись напоследок. Но тут в повестке дня оказался вопрос о состоянии цирков. И - началось! Глава компании Фарзана Халилова предусмотрительно не появилась, как-то очень кстати накануне коллегии она обнаружила привязанной к своей машине боевую гранату. И осталась дома - приходить в себя. Вышедший на трибуну ее заместитель толком не смог ответить ни на один вопрос, зато замминистра Григорий Перумов убил собравшихся известными ему финансовыми подробностями: из 39 цирков, которые входят в компанию "Росгосцирк", официально оформлены документы только на 4 цирка, вместо обещанных шести в 2013 отремонтировали лишь один, Сочинский. На слушаниях в Госдуме представитель компании заявил, что доходы в 2013 году составили 50 млн рублей, но когда депутат Кобзон предложил эти данные передать в Счетную палату этот самый отчет мгновенно объявили черновым и аннулировали. Из выделенных 986 млн бюджетных денег на капремонт освоили чуть больше 200, остальные так и повисли грузом невостребованных бюджетных средств. Тут же кто-то из цирковых коллег напомнил, что когда два года назад Халилова выиграла конкурс на место директора компании, она обещала, что через несколько лет доходы "Росгосцирка" составят 5 млрд рублей! Стало ясно, что дни ее сочтены, однако в среду вряд ли кто думал, что Халилову отстранят от дел уже на следующий день. В цирке такие мгновенные превращения, впрочем, случаются - правда, чаще на манеже, в номерах мастеров иллюзионистов.
Итак, в четверг временно исполняющим обязанности гендиректора "Росгосцирка" назначили Вадима Гаглоева, который, кроме прочего, был также и сопродюсером ряда успешных шоу и цирковых представлений, такого, например, как "Кракатук" (режиссером его был уже упомянутый в нашем сегодняшнем обзоре Андрей Могучий). Он уже заявил, что главная его цель - выйти на самоокупаемость. Есть и другие, но почему-то первым делом хочется предостеречь его от скоропалительных шагов и решений. Просто, многие еще помнят, как тогдашний менеджер отечественной культуры Михаил Швыдкой решил сделать хорошо сразу и цирку и хорошо ему известному продюсеру Давиду Смелянскому. Но цирк - система закрытая и очень, как выяснилось, не любит чужаков. В итоге Смелянский, кажется, рад был, что успел покинуть компанию живым и здоровым. Хотя конечно, очень уже хочется, чтобы наш российский цирк наконец зажил так, как того и заслуживает один из самых известных и самых, кстати, успешных цирков в мире.