Фото Reuters
Президент США Барак Обама начал финишный трехлетний рывок на посту главы американского государства. Он заговорил жестким языком с членами Конгресса, упреждая их попытки втянуть администрацию в бюджетно-финансовые тяжбы, провел совещания высших руководителей администрации по наиболее острым проблем (Афганистан, Сирия) и принял серию кадровых решений.
Похоже, новая тактика Белого дома срабатывает. На минувшей неделе обе палаты Конгресса одобрили проект закона о повышении потолка государственного долга на год вперед (до 15 марта 2014 года). Обама уже подписал документ, и он вступил в силу. Очевидно, республиканцы действуют с оглядкой на приближающиеся промежуточные выборы. Им невыгодно выглядеть перед избирателями как некая упрямая сила, саботирующая усилия президента сугубо в своекорыстных политических целях.
У законодателей зато появились прямо-таки замечательные возможности пощекотать свое самолюбие, отыграться на президентских назначенцах. Дело в том, что Белый дом проводит замену целой серии послов в зарубежных странах. Речь идет о так называемых политических назначениях. Это главы дипмиссий, не являющиеся карьерными дипломатами. Часть из них – влиятельные политики или общественные деятели, другие добились права представлять страну за рубежом своим активным участием в сборе средств в кассу избирательной кампании президента страны. Именно такие люди часто оказываются в затруднительном, а часто и в смешном положении, когда приходят на предварительное собеседование в профильный комитет Сената.
«Были ли вы когда-либо в Аргентине?» – этот вопрос сенатор-республиканец Марко Рубио задал Ною Мамету, номинированному Обамой на должность посла в этой латиноамериканской стране. «Нет, никогда не был, хотя в целом я немало поездил по миру», – ответил Мамет. По профессии он бизнесмен. Как активный сторонник Барака Обамы Мамет смог устроить поступление в кассу избирательных кампаний Обамы в 2008 и 2012 годах в общей сложности 1 млн долларов.
Колин Белл, продюсер мыльных опер (телесериалов на бытовые темы), номинирована послом в Венгрию. Ее озадачил вопрос сенатора Джона Маккейна о том, какие стратегические цели у США в этой стране. Поэтому, как неподготовленная студентка, она перечисляет все, что знает: «сотрудничать в вопросах безопасности, развивать торговлю, защищать права человека…».
Джордж Цунис, управляющий сетью отелей, ныне номинированный послом в Норвегии, споткнулся на теме политпартий. На вопрос о том, что представляет собой Партия прогресса, он ответил, что это маргинальная организация. В действительности Партия прогресса входит в правительственную коалицию. Из Осло уже поступило требование принести извинения, но Цунис не спешит их принести. Он хочет дождаться утверждения его кандидатуры и лишь потом может объясниться с норвежцами посредством интервью.
Под каток иронических вопросов попадают и более серьезные люди. Члены сенатского комитета, в частности, попытались расспрашивать о Китае своего бывшего коллегу, экс-сенатора Макса Бокеса, назначенного послом в эту страну. Однако сенатор просто ответил, что не является экспертом. Этого от него и не требуется. В данной ситуации главное значение имеет общественный вес человека.
Политические назначения на должности глав дипмиссий – традиция США. Как правило, посольские посты делят между карьерными дипломатами и политназначенцами в пропорции 70 к 30. Барак Обама поначалу не спешил номинировать активистов своей предвыборной кампании. В предыдущий период у него лишь 28% новых послов были политназначенцами, и это вызвало недовольство в партии. Теперь Белый дом исправляет положение. Среди тех, кто номинирован в последний период, уже 53% являются лицами, назначенными по политическим мотивам.