Победой китайского фильма завершился Берлинский кинофестиваль (об основных его итогах читайте на полосе «Культура»), но и у отечественного кино свой маленький праздник. Единственный на всем огромном фестивале российский фильм – анимационная лента «Мой личный лось» Леонида Шмелькова – отмечен в программе «Поколение» специальным призом. К этой награде прилагается денежный эквивалент в размере 2500 евро. Вдогонку – еще одна новость из мира анимации: киностудия «Союзмультфильм» летом обретет постоянную производственную базу неподалеку от телецентра «Останкино» (ул. Академика Королева, 21) и освободит для РПЦ бывший храм Святителя Николая. В Министерстве культуры сообщают, что с 2014 года установлен минимальный порог финансирования производства мультфильмов – 15% от средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку кинематографа. Кроме того, в ближайшее время будет утверждена разработанная Минкультом «дорожная карта развития отечественной анимации» – поэтапный план возрождения мультипликации в России.
Опероманы прощались на прошедшей неделе с любимым спектаклем из репертуара Большого театра. Опера «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова, объект ожесточенных зрительских дискуссий и главный экспонат «на экспорт» (постоянный участник гастрольной программы), попал «под зачистку», объявленную накануне Владимиром Уриным. Генеральный директор решил снять из репертуара спектакли, чье музыкальное качество, да и состояние декораций оставляет желать лучшего. Первой жертвой пал «Набукко» Верди в постановке Михаила Кислярова. Та же судьба ждала и «Онегина», но – возмутилась общественность: оказалось, что это единственный спектакль Чернякова, который идет в России. На ближайшее время контрактов у режиссера с нашими театрами не запланировано, он работает на Западе – буквально десять дней назад дебютировал в нью-йоркской Метрополитен-опера, где поставил оперу Бородина «Князь Игорь». Владимир Урин – демократ или грамотный пиарщик? – глас народа услышал и отменил свое прежнее решение. Опера вернется в репертуар театра в 2015 году, с новыми солистами, и Черняков, по предварительным данным, дал согласие самостоятельно осуществить вводы.
Между тем Дмитрий Черняков стал номинантом премии Opera Awards. В число российских номинантов попал также художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис (в номинации «Лучший дирижер») и созданный им хор MusicAeterna. Ну а неподражаемая Анна Нетребко выдвинута на получение премии зрительских симпатий. В последней номинации голосуют сами зрители – для этого нужно зарегистрироваться на сайте премии, в остальных же решение принимает жюри, в состав которого входят музыкальные обозреватели ведущих британских изданий. Имена победителей узнаем 7 апреля.
Памятник Феликсу Дзержинскому не вернется на Лубянку – такое решение было принято во вторник на заседании комиссии при Мосгордуме по монументальному искусству. «Памятник находится в неудовлетворительном состоянии. В связи с чем в этом году Мосгорнаследием будут проведены реставрационные работы и возвращен его экспозиционный вид», – сообщил начальник сектора монументальной скульптуры и исторических захоронений комитета Антон Курносов. Памятник будет отреставрирован в течение этого года, а «прописан» «Железный Феликс» в парке искусств «Музеон» и по закону должен оставаться там.
Наконец, главные новости арт-сообщества. Неделя выдалась насыщенной не только в плане валом открывавшихся выставок – культурная политика тоже не дремлет. Роскомнадзор рекомендовал до конца 2015 года сформировать «методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки». Что конкретно значат туманные формулировки, пока не очень понятно, но – хотя сказано, что на выдающиеся произведения искусства ограничения распространяться не будут, – многие забили тревогу. В какой степени это может коснуться обнаженных героев классических произведений? Время покажет, что имели в виду эксперты, но, как известно, аллегорические изображения истины издавна обнаженные.
Кроме того, объявили шорт-лист в пяти номинациях премии «Инновация», единственного государственного соревнования в области современного искусства (хотя спонсорские средства тоже, конечно, тут участвуют). Вне конкурса – «За творческий вклад в развитие современного искусства» – награжден ушедший в прошлом году Владислав Мамышев-Монро, и тут «Инновация», позволим себе такое выражение, исправляет ошибки Премии Кандинского, на которую покойный художник был номинирован, но так и остался без награды. Ну, а вслед за Мамышевым-Монро «За поддержку современного искусства России» отметили Шалву Бреуса и его фонд «Артхроника», который как раз и организовал Премию Кандинского, а еще закрыл в прошлом августе один из немногих наших журналов по искусству «Артхроника».
Но Мамышева-Монро все-таки снова заставили соревноваться – в главной номинации «Произведение визуального искусства» фотопроект «Полоний» по мотивам одноименного спектакля Славы Випзона. Забавно, что в той же категории представлена, например, выставка Юрия Альберта «Что этим хотел сказать художник?», сделанная вместе с куратором Екатериной Деготь, – фокус в том, что именно визуальных произведений на открытии не было («НГ» об этом писала), появлялись они по ходу работы выставки. Не логичнее ли было поместить проект в конкурс кураторских высказываний? В «Кураторском проекте» снова появилась Екатерина Деготь, на сей раз с Давидом Риффом они номинированы за «Понедельник начинается в субботу». Но вне конкуренции, думается, все-таки «Реконструкция» Елены Селиной, впервые масштабно рассказывающая о галерейном движении 1990-х. «Инновация» сейчас пошла вслед за Премией Кандинского и в том, что в список претендентов в категории «Новая генерация» попали Софья Гаврилова с Алексеем Корси, а еще Саша Пирогова – с теми же проектами, что были не у дел на Премии Кандинского. Остались еще позиции «Теория, критика, искусствознание» и «Региональный проект», где есть Владикавказ, Томск, Екатеринбург, Краснодар и Махачкала. Расширение художественной географии – сильная сторона «Инновации».