Временный столичный статус действует в Сочи с начала прошлой недели. Вслед за президентом Владимиром Путиным туда постепенно перемещалось и практически все руководство страны. А глава государства одновременно с предолимпийскими хлопотами немало времени уделял и международным встречам, и, конечно, заботе о сохранении редких видов животных. В этот раз президентскому призрению подверглись переднеазиатские леопарды, которые, правда, как подчеркнул сам Путин, несмотря на всю свою редкость, проявляют большую охоту к продолжению рода.
На церемонии открытия Олимпийских игр, как известно, присутствовал весь российский бомонд – политики, бизнесмены, деятели культуры и искусства, знаменитые спортсмены и т.д. и т.п. Да и в самой церемонии участововали многие из них. По оценке президента, сделанной на следующий день, все вполне удалось. А плохо раскрывшуюся в олимпийское кольцо снежинку организаторы уже сочли той мелочью, которая, наоборот, хорошо подчеркивает всю грандиозность торжеств. Однако на мелочи как раз внимания всегда обращается больше – и поэтому кадры с премьером Дмитрием Медведевым, глубоко задумавшимся почти до состояния сна, оказались в Сети весьма популярны. А задуматься правительству есть над чем. Недаром министр финансов Антон Силуанов даже в праздничной атмосфере не забыл о ее стоимости для федерального бюджета. Кабинет министров, судя по его заявлениям, уже подбирает владельцев для части построенной на казенные деньги сочинской собственности.
В то же время и российский президент занимался в Сочи не одной только Олимпиадой. Именно в этой третьей столице 6 февраля им был подписан весь пакет законов о судебной реформе. Начиная с поправки к Конституции об упразднении Высшего арбитражного суда (ВАС) и заканчивая техническим законом об удалении упоминания этого ВАС по всему законодательному полю. Таким образом, если одной столицей в России сейчас временно больше, то одним судом – меньше, причем на гораздо более длительный срок. Кстати, вот теперь начался отсчет того полугода, в течение которого должен быть сформирован новый объединенный Верховный суд. А на выдвижение туда кандидатов и вовсе дается три месяца. То есть примерно в середине мая можно будет попробовать оценить, кто из появившихся претендентов теоретически может этот суд возглавить.
Продвинулась на прошедшей неделе и еще одна реформа – избирательного законодательства. Почти год лежавший без движения президентский проект закона о выборах в Госдуму приобрел законченный вид, который и будет утвержден на этой неделе окончательно. Половина из 450 депутатов ГД станет избираться по партспискам, половина – по одномандатным округам. Более 70 действующим в стране партиям, правда, никакого свободного доступа к этим выборам не будет. Предварительное условие – напряженное участие в региональных кампаниях 2014 и 2015 годов, чтобы получить хотя бы один мандат в хотя бы одном Заксобрании. Неудачникам же придется собирать осенью 2016-го 200 тыс. подписей, что для малой партии соответственно малореально.
Продвижение между прочим произошло и в еще одном старом деле – судебном процессе над обвиняемыми в массовых беспорядках на Болотной площади. Прокуратура уже попросила для них жесткие сроки, а в Европейский суд по правам человека от России ушла специальная бумага. Ведь ЕСПЧ собирается рассматривать жалобу адвокатов «болотников» о нарушении прав их подзащитных. Однако Минюст настаивает, что данная жалоба должна быть отклонена, потому что никаких нарушений в «болотном деле» нет, все их аресты и полуторагодовое содержание под стражей полностью законны. Похоже, нашей стране скоро придется получить от Европы еще одну негативную оценку такого рода наших законов.