Фото Reuters
На минувшей неделе все основные события в странах СНГ так или иначе были связаны с Олимпиадой в Сочи. Руководители государств Содружества слетелись в олимпийский город не столько для того, чтобы посмотреть открытие Олимпиады и сами игры, сколько для решения в промежутках между спортивными мероприятиями проблем в отношениях своих стран с Россией. Встретиться с Владимиром Путиным, на что рассчитывали руководители ряда стран СНГ, удалось президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. И эта встреча оказалась результативной для обеих сторон. Главный итог – Москва и Душанбе обменялись грамотами о ратификации соглашения по присутствию 201-й российской военной базы в Таджикистане, тем самым начав новый этап сотрудничества. Военная база РФ останется в Таджикистане до 2042 года. Этого момента в России ждали давно, потому Эмомали Рахмон стал первым гостем в сочинской резиденции российского лидера «Бочаров ручей-2».
Встреча Путина с Виктором Януковичем, о которой накануне активно писали СМИ, состоялась поздно вечером в пятницу и носила неформальный характер. О чем конкретно говорили лидеры, для широкой общественности осталось тайной, впрочем, как и все подробности последних встреч двух президентов. Предполагается, что Янукович просил обещанных Россией денег, но что ответил Путин относительно второго кредитного транша, можно только догадываться. Как и об условиях выделения очередной порции помощи РФ.
На встречу с президентом России буквально пробивался и глава Киргизии Алмазбек Атамбаев. И ему она была твердо обещана: нельзя ведь отказать руководителю страны, сделавшей заявку на вступление в Таможенный союз. Но вот премьер-министру Молдавии Юрие Лянкэ предметно поговорить с Путиным не удалось. Хотя накануне Лянкэ заявил в Кишиневе, что едет в Сочи работать и обсудит там вопросы экспорта в РФ молдавских вин и другой продукции.
Пресс-служба молдавского правительства сообщила, что Лянкэ провел встречу со своим российским коллегой, но, как оказалось, премьеры пересеклись, как шутит молдавская пресса, «в буфете» и разговор их переговорами назвать трудно. Между тем в Молдавии наблюдается усиление симпатий населения к России и противодействие этим настроениям со стороны властей. На днях руководители Гагаузской автономии заявили об уголовном преследовании их за проведенный неделю назад референдум, на котором жители региона высказались за вступление в Таможенный союз. Это противоречит курсу на ЕС.
Между тем агентство Stratfor, известное как «теневое ЦРУ», рекомендовало молдавским властям начать принимать во внимание российские интересы в регионе. Как сообщает молдавская газета «Панорама», агентство представило анализ по итогам прошедшего референдума в Гагаузии.
«У гагаузского референдума есть несколько предпосылок. Во-первых, это была возможность дать понять Кишиневу, что регион резко настроен против интеграции с ЕС и что любое движение в этом направлении может иметь серьезные последствия. Кроме того, это был шанс продемонстрировать солидарность Гагаузии с Турцией, которая благодаря финансовому содействию и различным культурным инициативам имеет значительное влияние в регионе. И что самое главное – референдум демонстрирует, что степень российского влияния и количество рычагов в стране по-прежнему велики и что любые решения молдавского правительства должны принимать во внимание российские интересы» – пишет агентство.
Stratfor уточняет, что «Молдавия по природе своей раздробленная страна как на уровне внутреннего политического ландшафта, так и в смысле соперничества за нее внешних держав». «Это создает потенциал для нестабильности в случае большого внешнеполитического шага в сторону России или Запада. Напоминание о том, что российские интересы надо учитывать, особенно важно в контексте того, что в ноябре пройдут парламентские выборы и правительство, как показали прошлые выборы, может подвергнуться серьезной реструктуризации», – подчеркивается в анализе.
В то же время европейское издание EUobserver сообщило, что Европейский союз на заседании министров иностранных дел 10 февраля одобрит план спасения соглашений об ассоциации с Молдавией и Грузией, который предусматривает их подписание до августа.