Искали и известные произведения композиторов-блокадников, и те, что еще не исполнялись. Фото со страницы Екатерины Мечетиной в социальной сети Facebook
Главное событие минувшей недели – празднование 70-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В понедельник на официальные мероприятия в Санкт-Петербург прибыл Владимир Путин, вечером он посетил Александринский театр, где театр Бориса Эйфмана представил премьеру балета «Реквием». Первый из двух актов поставлен по мотивам одноименной поэмы Анны Ахматовой на музыку Дмитрия Шостаковича, второй – новая версия балета на музыку «Реквиема» Моцарта. Спектакли театра Бориса Эйфмана обычно идут под фонограмму, но не в этот раз: специально для этого представления пригласили оркестр «Виртуозы Москвы» и Владимира Спивакова.
В этот же день в Санкт-Петербургской филармонии прозвучало самое известное, даже знаковое сочинение военных лет – Седьмая симфония Шостаковича, названная автором «Ленинградская». Жители блокадного города услышали ее. Надеялись ли они в ту страшную, морозную и голодную зиму, что предсказанный Шостаковичем в финале светлый миг победы когда-нибудь настанет?
Благотворительный концерт «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» прошел в московском Колонном зале Дома союзов в пятницу. Организаторы пригласили на этот вечер блокадников и их семьи. Программа его была посвящена музыке композиторов-блокадников: Валериана Богданова-Березовского, Бориса Асафьева, Василия Калафати и других. Подготовка к этому концерту шла более года, для начала надо было найти сами партитуры – некоторые из них так ни разу и не прозвучали, другие – напротив, исполнялись и даже издавались, но после окончания войны быстро забылись. Специалисты пересмотрели сотни страниц рукописей и нотных изданий в различных архивах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Была найдена авторская рукопись «Героического партизанского марша» Александра Каменского, обнаружены партитуры Юлии Вейсберг, автора популярных в 1920–1940-е годы детских опер и песен. Вместе с сыном она погибла в дни блокады. Архив Василия Калифати нашли в Греции – сын вывез туда все материалы своего отца.
В концерте приняли участие Госоркестр имени Светланова, хор имени Свешникова, хор Ансамбля песни и пляски имени Локтева, певцы Юрий Лаптев, Злата Булычева и Людмила Дудинова, пианистка Екатерина Мечетина, скрипач Михаил Гантварг. Дирижировал петербуржец Василий Синайский.
«Работая над этими произведениями, я не устаю поражаться тому, как рука композитора – замерзающая, еле двигающаяся – создавала произведения такой силы и уверенности», — сказал дирижер в интервью РИА Новости. Говоря о самих сочинениях, маэстро отметил, что слово «победа» (хотя многие из них написаны в начале войны) встречается постоянно — «без патетики, без пафоса, а как уверенность в том, что ленинградцев враг не сломит». После московской премьеры проект «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» отправится на гастроли по городам России, завершится тур в Санкт-Петербурге.
Кинонеделя была отмечена двумя событиями: в среду раздали «Золотых орлов», в четверг на реконструкцию закрылся кинотеатр «Художественный». Победителем кинопремии «Золотой орел» стал фильм «Легенда № 17». Выбор этот в преддверии Олимпиады, конечно, предсказуемый. Кроме главного приза картина Николая Лебедева была удостоена наград за лучшие сценарий, музыку, монтаж и роли второго плана (отмечены Нина Усатова в образе решительной врачихи и Владимир Меньшов в роли партийного функционера-куратора). Второй «эшелон» призов ушел к группе фильма «Географ глобус пропил»: как лучший режиссер отмечен Александр Велединский, а из всех, кто был номинирован в категории «главная роль», первыми стали Константин Хабенский и Елена Лядова, они сыграли супругов Служкиных в картине по известному роману пермского писателя Алексея Иванова. Еще один приз из основной «колоды» – за лучшую операторскую работу – вручили Максиму Осадчему, он стоял за камерой на проекте Федора Бондарчука «Сталинград».
Старинный кинотеатр «Художественный» в последние дни работы представил зрителям киномарафон лучших лент за 105 лет своей работы, а также первый цветной и первый звуковой российские фильмы и подборку ретролент.
Первый сеанс в кинотеатре, построенном по проекту архитектора Николая Благовещенского, прошел в 1909 году. В 1912–1913 годах здание было перестроено знаменитым Федором Шехтелем: он увеличил количество мест с 400 до 900 и изменил оформление здания.
На время реставрации коллектив «Художественного» переедет в кинотеатр «Космос», там же пройдут и ставшие традиционными проекты: фестивали «Дебютное кино», «Кинозима», «Большой фестиваль мультфильмов» и другие. Открытие обновленного кинотеатра запланировано на середину 2015 года.
В области изобразительного искусства главные события пришлись на начало недели. В Новом Манеже открылась выставка работ Анатолия Зверева, и этот показ, надеемся, будет своеобразной генеральной репетицией перед открытием Музея АЗ на 2-й Тверской-Ямской. Вещи на нынешней выставке – дар дочери коллекционера Георгия Костаки Алики будущему музею. Гендиректор Музея АЗ Наталия Опалева и арт-директор Полина Лобачевская надеются, что откроется он в конце нынешнего года. После открытия зверевской экспозиции можно было отправиться на Винзавод в Культурный альянс Марата Гельмана, там открыли выставку Александра, Ольги и Екатерины Флоренских. Но главное, что не прошло и двух лет с того момента, как в 2012-м Марат Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина объявили о переформатировании своих галерей из-за неблагоприятных для рынка условий. У Селиной видимых изменений не произошло (кроме возобновления давнишнего проекта XL Projects, где показывают необязательно тех авторов, с которыми работает Селина как галеристка). Салахова и Гельман перешли на некоммерческие рельсы, но вот официально объявлено, что у Гельмана «галерея снова начинает работать как коммерческая». Получается, кроме Айдан Салаховой, которая превратила свое галерейное пространство в Студию, где показывает работы учеников, все остальные остались на прежних позициях.