0
2685
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

26.01.2014 17:30:00

В культуре. Кадровые перемены в Большом театре и оперный дебют Андрея Могучего в Михайловском

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ»

Тэги: культура


В понедельник был представлен музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра, им стал 36-летний Туган Сохиев. Представитель ленинградской дирижерской школы, он принадлежит к тому поколению музыкантов, что завоевали весьма солидную репутацию на Западе. Сохиев руководит двумя оркестрами – в Тулузе и Берлине, за несколько лет он проявил себя не только как музыкант высокого класса, но и как амбициозный менеджер. Скажем, в Тулузе он добился увеличения состава оркестра (в то время как повсеместно, наоборот, происходили сокращения), значительно расширил репертуар и гастрольный график – в частности, уже дважды этот оркестр выступал в России. Расширяется и круг коллективов, с которыми Сохиев выступает как приглашенный дирижер. Скажем, прямо с пресс-конференции в Большом театре он отправился в аэропорт и вылетел в США, где дебютирует со знаменитым Филадельфийским симфоническим оркестром. Опыт оперного дирижера Сохиев накопил весомый – он выступал во всех самых престижных театрах, не говоря уже о Мариинском. Опыта управленческой работы в театре у него практически нет, но биография маэстро позволяет надеяться, что он быстро освоится. Пока что Сохиев будет проводить в Москве несколько дней в месяц, его первая премьера назначена на начало осени.

Еще в Большом театре появился новый заместитель генерального директора. Им стал Дмитрий Кияненко, до того служивший заместителем гендиректора в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Как говорится, ненаказуемо, но и нельзя не вспомнить, как Владимир Урин, придя в Большой, поспешил всех заверить, что команду «Стасика» оставит там. Не менее любопытно, что на  странице в социальной сети у Кияненко местом жительства назван Лондон. Из сказанного Уриным можно заключить, что Кияненко станет замом генерального директора Большого театра «по идеологии», этаким политруком, поскольку будет отвечать за работу рекламного отдела и пресс-службы, а также и за всю печатную продукцию Большого.

Год культуры толком еще не расправил крылья, а Народный фронт уже заявил на днях о своем намерении взять под особый контроль бюджетные расходы на восстановление и развитие культурного наследия страны в рамках проведения российского Года культуры. Об этом было заявлено в минувшую пятницу на специальной пресс-конференции. Что же, контроль расходов – только на пользу делу. Было бы здорово, если кто-то к концу года подсчитает, какую же экономию (не говоря о пользе) принесет недавнее слияние в Тюмени трех театров с филармонией и ДК. Ведь в таких случаях обещают экономию не за счет творческой работы, а за счет перевода на аутсорсинг уборки и охраны, хотя как раз эти работы, переданные на сторону, всегда приводят лишь к резкому увеличению трат. Зато вот стало известно, что на мероприятия в рамках Года культуры в федеральном бюджете заложено 5,97 млрд руб., а общая сумма бюджетных ассигнований по линии Министерства культуры в 2014 году составляет 97,2 млрд руб. Деньги большие, если потратить с умом – можно много хорошего сделать.

Среди новостей прошлой недели – соединение двух НИИ, подведомственных Минкульту (подробнее об этом – см. стр. 10). Весь прошлый год прошел под знаком реформ гуманитарной науки, первоначально ведь слухи ходили о том, что все пять институтов будут соединены в один, и в какой-то момент как раз такую идею высказал теперь уже бывший директор НИИ культурологии Кирилл Разлогов. В итоге объединить решили лишь два – НИИ культурологии с НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева. Единогласия на этот счет нет, но и громких протестов, как в Петербурге в ответ на реформаторский пыл тамошней директрисы госпожи Кох, в Москве тоже нет.

В четверг в Большом зале консерватории прошел сольный концерт Бориса Березовского, в рамках абонемента Московской филармонии «Вечера фортепианной музыки». Программа была посвящена музыке Ференца Листа и, конечно, включала «коронный номер» пианиста – 12 трансцендентных этюдов. Блестящий, даже феноменальный виртуоз Березовский, кажется, намеренно опускает момент исполнительской бравады, хотя этот опус – как раз тот редкий случай, когда «быстро и громко» – не порок, а способ продемонстрировать свое преимущество, застолбить место на олимпе; к тому же публика, как древние римляне в Колизее, с замиранием сердца ожидает кровавой развязки. Напротив, Березовский старается «вытащить» из этих умопомрачительных виртуозных нагромождений лирику и поэзию, играя всеми оттенками пиано, вслушиваясь, не теряя при этом предельно быстрого темпа, в красоту гармоний. Максимально спокойно и максимально свободно. Вот это – действительно высший пилотаж.

В субботу гастролями Мариинского театра начался 20-й, юбилейный, фестиваль «Золотая маска». За два десятилетия крошечный фестиваль превратился в одну из самых крупных творческих институций, деятельность которой, позволим себе это предположение, уже не только поощряет художественные достижения, но влияет на них, задает определенный вектор. Фестиваль уже давно вышел за рамки собственно конкурса. Его офф-программы (гастрольные и даже образовательные) всегда крайне интересны; его география уже давно преодолела границы Москвы – специальные проекты «Маски» проходят и в российских городах, и даже в Европе, а в этом году фестиваль вышел в город, так что если в парке или кафе вы вдруг увидите людей в золотых масках, присоединяйтесь – там интересно!

В субботу и воскресенье в Михайловском театре прошла премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», постановку осуществил худрук БДТ Андрей Могучий, это был его дебют на оперной сцене. Могучий предложил театрально-игровое пространство, внутри которого разворачивается настоящая любовная драма. Наблюдать за процессом было увлекательно, результат вышел спорный: все-таки трагическая опера не прощает смеха в зале.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1367
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1378
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1275
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2079

Другие новости