Фото Reuters
Китайский авианосец «Ляонин», построенный на основе купленного на украинской верфи корпуса «Варяга», в своем первом плавании в южные моря имел неприятный инцидент с кораблем американских ВМС, никогда не оставляющих этот район Мирового океана без присмотра.Штаб американского 7-го флота, базирующегося в Японии, объявил в пятницу, что входящий в его состав крейсер управления ракетным огнем Cowspens чуть не столкнулся с китайским кораблем в Южно-Китайском море. Инцидент произошел 5 декабря. Ракетный крейсер, до этого побывавший на Филиппинах, где он участвовал в оказании помощи населению, пострадавшему от урагана «Хайян», продолжил плавание в Южно-Китайском море в рамках «операции по поддержанию свободы судоходства». Там же действовала китайская авианосная группа во главе с «Ляонином». Как утверждают американские газеты, Cowspens вел наблюдение за первым китайским авианосцем, проводившим учения совместно с группой кораблей сопровождения.
Напомним, Южно-Китайское море является районом острого территориального спора. Китай, с одной стороны, и несколько прибрежных стран оспаривают принадлежность двух групп островов – Парасельских и Спратли. По оценкам экспертов, важны не столько острова, в основном необитаемые рифы, сколько прилегающий к ним богатый минеральными ресурсами шельф. Кроме того, морские пространства вокруг островов могут оказаться недоступными для судоходства. Это одна из причин почти постоянного присутствия ВМС США в этих водах – корабли подкрепляют требование сохранения свободы судоходства в этих водах. Одновременно Вашингтон демонстрирует поддержку странам Юго-Восточной Азии, которые считают острова своими. Американские корабли регулярно заходят в их порты, отдельным из этих стран оказывается военная помощь.
По утверждению штаба 7-го флота, когда крейсер Cowspens шел параллельно движению авианосца «Ляонин», его командир неожиданно обнаружил, что находившийся впереди китайский десантный корабль круто повернул и стал пересекать курс американского корабля всего в 200 м от его форштевня. По утверждению Радио «Свобода», этот маневр был предпринят китайцами после того, как американский корабль не прореагировал на требования по радио отойти в сторону от авианосца. По утверждению командира крейсера, экипажу корабля пришлось применить все свое умение, чтобы быстро изменить курс и избежать столкновения. При этом он вступил в контакт с китайским кораблем по принципу «мостик с мостиком».
Комментируя этот инцидент, американские морские эксперты подчеркивают опасность ситуации, когда корабли США и Китая оказываются вблизи друг от друга. Отмечается, что ВМС США часто ведут наблюдение за кораблями других стран с малой дистанции, хотя имеющееся у них оборудование позволяет производить нужные наблюдения на большом расстоянии. В какой-то степени это выглядит как жест, направленный на психологическое воздействие. В свете опасности какого-либо недопонимания и ошибок эксперты рекомендуют обеим сторонам наладить систему связи, которая позволяла бы кораблям обеих стран вести переговоры в экстренных ситуациях.
Нынешний инцидент в Южно-Китайском море – самый крупный с марта 2009 года, когда китайские корабли прямо пытались помешать американскому «исследовательскому» судну, приблизившемуся к базе подводных лодок Китая на острове Хайнань. Тогда китайцы пытались обрезать кабель с разведывательным оборудованием, который был спущен с американского судна. Были еще мелкие инциденты, о которых стороны публично не сообщали.
К ситуации в Южно-Китайском море имеет отношение и саммит Япония–АСЕАН, прошедший в конце недели в Токио. Японское руководство, стремящееся к укреплению связей со странами региона, пообещало им крупную помощь – около 20 млрд долл. В частности, Филиппинам будут предоставлены современные патрульные корабли, что позволит укрепить береговую охрану этой страны.
В итоговом документе участники саммита высказались за обеспечение в регионе свободы морского и воздушного пространства. Однако прямого упоминания Китая как нарушителя этого принципа, чего добивался Токио, в документе нет. Страны Юго-Восточной Азии, заинтересованные в развитии торговли с Китаем, в подобных вопросах ведут себя весьма дипломатично.