0
3250
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

17.11.2013 17:59:00

В культуре: "Маска", наше кино в Риме, балетный скандал

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заведующий отделом культуры «НГ»


На минувшей неделе объявили номинантов «Золотой маски», ситуация неизменна и неизбежна: всякий раз прохождение этой фазы фестивального марафона сопровождается одними и теми же проблемами, но дирекция фестиваля не исправляет положения. Вот список лучших актеров. Там, как говорится, все. Алексей Вертков, сыгравший главную роль в спектакле Сергея Женовача «Москва–Петушки», и пермский актер Сергей Детков, сыгравший Служкина в спектакле «Географ глобус пропил», Данила Козловский – Фердинанд из додинского «Коварства и любви», Сергей Курышев – доктор Стокман, это – еще один спектакль-номинант из репертуара Малого драматического театра – Театра Европы, из «Врага народа», Сергей Маковецкий – Онегин и Антон Шагин из «Литургии Zero» Александринского театра... А Бочкарев? Василий Бочкарев, который сыграл Фому Опискина в Малом театре, сыграл... ну, не страшно сказать – гениально? Но спектакль-то ведь сам, в целом... не очень выдающийся, говорят эксперты. И в целом правы, а по правилам «Маски», выдвигать можно только спектакль целиком, а отдельные его выдающиеся составляющие сами по себе цены не имеют.
В списке спектаклей-номинантов «Братья» Гоголь-центра, «Добрый человек из Сезуана» московского Пушкинского театра, а Юрий Бутусов – режиссер спектакля – естественно, в режиссерском списке «Маски», причем выдвинут он и со своей прошлогодней питерской премьерой «Макбет. Кино». Есть среди номинантов, конечно, и Римас Туминас и его «Евгений Онегин», но там же и спектакль «Идеальный муж. Комедия», – то есть все очевиднее, что для экспертного совета несовершенства экспериментального театра всегда простительны, а недостатки традиционного, в данном случае Малого театра, в фестивальные ворота никак не лезут.
 Приятно, что в режиссерский выбор попал наконец много лет строящий на самых разных площадках и почти всегда – далеких от столбовых фестивальных дорог Анатолий Ледуховский. В прошлом году он поставил «Вассу» в подмосковном Ведогонь-театре. Елена Невежина выдвинута за поставленного ею в Перми «Географа...». Евгений Марчелли – завсегдатай премиальных забегов выдвинут со спектаклем «Дом Бернарды Альбы». В недавно появившейся номинации – ролей второго плана, несколько достойных и актеров, и сыгранных ими ролей: Эра Зиганшина (Бабушка в «Литургии Zero» Валерия Фокина), Игорь Иванов (Президент в «Коварстве и любви» Льва Додина)...
 Приятно за Театр Образцова, возвращающийся в лидеры кукольного театрального дела – в этот раз они в номинациях со спектаклем «Старый сеньор и...» по Маркесу.
Ну и традиционная «композиция кучи» – в номинации «Эксперимент» – все, чему не нашли места в обычных малых и больших формах. Но очень часто – с точки зрения театра – ничего особенно экспериментального в этих спектаклях нет, тем более – ничего нового для театров, которые представлены в этой экспериментально-новаторской категории.
Ярких музыкальных спектаклей в прошлом сезоне оказалось много и экспертам было непросто принять окончательное решение.
В лидеры вышел Михайловский театр: номинированы все три его оперные премьеры прошлого сезона («Евгений Онегин», «Билли Бад» и «Летучий голландец») и две балетные («Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетта»), всего 22 номинации.
Из примечательных решений экспертов можно отметить два. Пожалуй, впервые в основную конкурсную программу попала ультрасовременная опера – «Франциск» Сергея Невского, совместный проект «Опергруппы» и Большого театра. В жанре «Оперетта, мюзикл» было решено исключить из рассмотрения спектакли, где вместо живого оркестра звучит фонограмма, – дирижер ведь не может соревноваться с кнопкой.
Кинособытием недели стала премьера фильма Алексея Германа «Трудно быть богом», состоявшаяся в среду в рамках Римского кинофестиваля. Очевидцы сообщают, что с пресс-показа никто не вышел, а в финале звучали долгие аплодисменты. Директор фестиваля, давний знаток и поклонник творчества режиссера Марко Мюллер вручил посмертную награду Алексею Герману за вклад в мировой кинематограф, ее приняли вдова режиссера Светлана Кармалита и его сын Алексей Герман-младший.
Не обошлось на неделе и без скандала. Его подняла 18-летняя американская балерина Джой Вомак, которая, уже вернувшись на родину, вдруг решила рассказать, как же тяжело ей было работать в Большом театре. Воспоминания ее носят совершенно криминальный характер – просто радуешься за американку, которой удалось так легко выбраться из рук и ног мировой балетной закулисы, требовавшей с нее, например, по 10 тыс. долл. за выход в главных партиях. Балетные критики не успели ни заметить ее, ни оценить, пока она работала в Москве, а на минувшей неделе, когда «американский» сюжет неожиданно всплыл в новостях, трудно было отделаться от мысли, что таким вот новостным и неожиданным поводом кому-то, не очень, впрочем, находчивым и остроумным людям, пришло в голову перебить никак не утихающий конфликт вокруг назначения Цискаридзе ректором Вагановской академии. Но заглушить, а тем более перебить новости, то и дело приходящие из старейшей балетной школы, увы, пока, во всяком случае, не получается.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Екатерина Трифонова

В законодательстве обнаружен дефицит гарантий профессиональной деятельности защитников

0
479
Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Михаил Сергеев

Для России последствиями схватки КНР и США могут стать промышленный спад и снижение экспорта

0
660
Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Иван Родин

Правительство предложило расширить полномочия ФСИН как спецслужбы

0
554
Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

0
417

Другие новости