Российские министры, депутаты Госдумы и аудиторы продолжили на прошлой неделе обсуждать проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку, который должен быть принят до конца этого года. Финансовый документ страны оказался слишком спорным. Удивительно, как правительство вообще могло его выпустить в таком виде. После очередной критики расходной и доходной частей бюджета может даже показаться, что, похоже, правительство решило заняться диверсией, раз предлагает стране в ближайшие три года жить по документу, который нереалистичен, неисполним и может пошатнуть всю экономическую конструкцию.
В начале прошлой недели Счетная палата опубликовала свое заключение по данному вопросу. В частности, в нем говорится о недостаточной обоснованности прогнозных показателей по доходам бюджета на 2014–2016 годы. В случае, если российский ВВП будет расти куда медленнее, чем заложено в бюджете, страна может недополучить часть доходов в виде налогов. Например, в 2014 году речь идет о более чем 380 млрд. руб. по налогу на прибыль и о более чем 2 трлн. руб. по НДС. Доходной части угрожает не только экономическая стагнация в России, но и ситуация на рынке энергоресурсов в мире.
Рост ВВП, похоже, действительно не сулит стране обильных доходов. На прошлой неделе Минэкономразвития (МЭР), прогнозы которого ложатся в основу бюджета, признало ошибки, допущенные в официальных оценках роста ВВП в 2013 году. И вполне логично предположить, что раз оказались некорректными оценки этого года, то значит, очень сомнительны и те прогнозы, которые делались ведомством на ближайшую трехлетку.
Замглавы МЭР Андрей Клепач, выступая во вторник на заседании бюджетного комитета Госдумы, сообщил, что надежды на некоторое оживление в октябре-ноябре не оправдались. «В прогнозе предполагалось, что нам удастся переломить тенденцию к торможению экономического роста и стагнацию, которую мы наблюдаем не только в первом полугодии, но и в третьем квартале», – отметил Клепач. Однако переломить тенденцию не удалось, что, впрочем, неудивительно, ведь попытки точечно стимулировать рост бесполезны, если при этом не происходит никаких изменений институциональной среды.
По словам Клепача, оценка роста ВВП в этом году на уровне 1,8% сейчас выглядит неоправданно оптимистичной – экстраполяция дает рост не более 1,5–1,6%. И остается только удивляться, как, по мнению правительства, российская экономика сможет выйти уже в 2014 году на рост ВВП на уровне 3% в год, если она еле-еле дотягивает сегодня до 1,5% роста.
Но самая главная претензия касается расходной части проекта бюджета, и эта претензия даже куда серьезнее с точки зрения репутации руководства страны. Заложенные экономические параметры недостаточны для выполнения задач, обозначенных в указах президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года, делают вывод в Счетной палате.
Недовольны расходными планами бюджета и депутаты. Комитет Госдумы по науке рекомендовал на прошлой неделе отклонить проект федерального бюджета в первом чтении из-за того, что в проекте прописывается скудное финансирование науки и образования. Экспертное сообщество, в свою очередь, указывает на странности с чрезмерно высокой секретностью нового бюджета. Если раньше «закрытая» часть бюджета составляла около 11%, то теперь засекречена почти четверть всех госрасходов. И это расходы не только на гособоронзаказ, но и на жилищное хозяйство и санаторно-оздоровительную помощь. Доля закрытых расходов по разделу «Национальная экономика» выросла с 0,4% в 2007 году до 5,2% в 2014 году, в том числе по прикладным научным исследованиям в области экономики – с 5,2 до 23%.