Фото Reuters
Самые заметные новости прошлой недели связаны с печатанием наличных денег силами государства и самодеятельных умельцев. Банкоматы и терминалы крупнейших банков страны перестали принимать пятитысячные купюры у жителей Москвы и Подмосковья. С 9 октября в Московском регионе приостановил прием таких купюр в своих устройствах Сбербанк. Затем его примеру последовали ВТБ24, Банк Москвы и Альфа-банк, который временно перестал принимать пятитысячные купюры образца 1997 года в Москве и Подмосковье.Судя по всему, основная причина отказа – подозрения в подлинности вносимых гражданами купюр. Банки решили заменить программное обеспечение на своих устройствах с учетом внедрения фальшивомонетчиками в оборот более качественных подделок и изменения каналов их сбыта.
По данным Центробанка, по частоте подделок пятитысячные купюры занимают в стране второе место после денежных знаков номиналом 1 тыс. руб. Причем в четвертом квартале 2012 года пятитысячные банкноты впервые стали лидером по количеству подделок. По официальным данным, в первом полугодии 2013-го банками было выявлено более 16 тыс. фальшивых пятитысячных купюр. В основном подделываются купюры старых модификаций. С сентября 2011 года ЦБ выпустил новые, более защищенные банкноты номиналом 5 тыс. руб. Ожидается, что фальшивомонетчикам потребуется несколько лет для адаптации своих технологий к новым степеням защиты. Тем не менее на этот раз Центробанк не подтвердил журналистам их вывод о всплеске количества фальшивых пятитысячных купюр в обороте. Регулятор подчеркнул, что количество подделок данной банкноты, наоборот, постепенно сокращается.
Однако гражданам, похоже, ничего не остается, как свыкнуться со всеми возникающими неудобствами минимум до конца октября – именно такой срок на решение проблем с программным обеспечением выдвигают для себя некоторые банки. В конце минувшей недели министр финансов Антон Силуанов попытался успокоить общественность и сообщил, что он не видит поводов для опасений из-за отказа некоторых банков принимать крупные купюры. Это временные проблемы и исключительно технический момент, уверил министр.
В который раз власти умолчали о том, что ситуация, когда национальные деньги не принимаются отечественными банками, на самом деле не нормальна: это свидетельство пробуксовки всей финансовой системы страны, можно говорить о подрыве беспрепятственного денежного оборота в государстве. Примеры такой пробуксовки встречались и ранее – например, когда многие банкоматы не принимали купюры меньшего достоинства, потому что организации вовремя не заменили программное обеспечение на своих устройствах.
Американцы тоже озаботились защитой денег от фальшивомонетчиков. В начале прошлой недели Минфин и ФРС США ввели в оборот 100-долларовую купюру нового образца с высокой степенью защиты. В частности, новшеством банкноты стала вплетенная в купюру трехмерная лента.
К числу других резонансных новостей прошлой недели можно отнести принятое правительственной комиссией решение запретить создание в стране новых негосударственных пенсионных фондов в статусе некоммерческой организации и провести реорганизацию существующих фондов, в том числе тех, которые занимаются добровольными накоплениями граждан. Частным фондам предстоит пройти процедуру акционирования. Цель процедуры – повышение прозрачности и надежности рынка пенсионных накоплений. Крупнейшие фонды решением властей недовольны. «Задача повысить прозрачность отрасли – понятна и логична, но акционирование не является панацей и не решает главных проблем пенсионной индустрии сегодня. Пенсионные средства должны работать на экономику страны в долгосрочном горизонте, как это происходит в развитых странах. У нас сегодня это невозможно», – отметили в НПФ «Сургутнефтегаз».
Также вызывает опасение стремление властей принять на ближайшую трехлетку крайне зыбкий федеральный бюджет, который основан на завышенном прогнозе экономического роста и на амбициозных планах по наполнению казны за счет приватизации госактивов. На прошлой неделе в Совете Федерации прошли парламентские слушания, во время которых в исполнимости бюджета усомнились не только аудиторы и сенаторы, но и даже сами министры, сверставшие бюджет.