Фото Reuters
Президент США Барак Обама в минувшую субботу назвал бюджетную проблему страны и связанную с ней приостановку работы части правительственных служб фарсом. Вину за него он возложил на республиканцев и лично их лидера – спикера Палаты представителей Джона Бойнера.В пользу высказанной президентом оценки говорит хотя бы законопроект, принятый в ту же субботу Палатой представителей. Он предусматривает, что все федеральные служащие, получившие вынужденные отпуска из-за проблем с принятием госбюджета, в конечном счете получат деньги за время простоя. Выплата будет произведена после окончательного утверждения бюджетных расходов. Законопроект принят по рекомендации Обамы, и это гарантирует, что и Сенат, в котором большинство составляют однопартийцы президента, также одобрит эту законодательную меру.
Так, может быть, людям вообще не надо было покидать свои рабочие места? Оказывается, многие госслужащие уже вновь стали ходить на работу. Прежде всего это гражданские служащие Пентагона, которых поначалу коснулось «закрытие правительства». Палата представителей приняла специальный законопроект, согласно которому военные капелланы могут возобновить церковную службу в войсках. Подготовлена серия законопроектов, предусматривающих возобновление работы музеев, открытие национальных парков и т.п. Короче говоря, «закрытие правительства» поэтапно сводят на нет.
Частичный паралич американского правительства оказался совсем не параличом. Хорошо смазанная государственная машина Америки работает без сбоев даже в отсутствие официально одобренного бюджета. Причем до сих пор не видно каких-либо признаков сдвига в решении вопроса, вызвавшего частичное закрытие правительственных служб, – о бюджете начавшегося 1 октября финансового года. Республиканцы не соглашаются его принять, если Белый дом отвергнет их предложение отсрочить на год финансирование реформы системы здравоохранения. Это вопрос принципа.
Что мешает прекратить фарс с «закрытием правительства»? Ответ на этот вопрос содержится в событиях 17-летней давности. Подобный спор по поводу программ финансирования произошел в декабре 1996 года между тогдашним президентом США Биллом Клинтоном и республиканцами, контролировавшими обе палаты Конгресса. Спор велся практически по сходным темам – о финансировании здравоохранения и других социальных программ. Тогда работа правительства была приостановлена на три недели: с 16 по 19 ноября и с 16 декабря 1995 года по 6 января 1996-го. В итоге столь затяжного спора республиканцы пошли на попятную и уступили президенту-демократу.
Результаты этого противостояния проявились осенью 1996 года. Тогда республиканский кандидат на пост президента страны Боб Доул с треском проиграл на выборах. Считается, что в качестве лидера республиканского большинства в Сенате он не смог противостоять президенту-демократу и тем самым проиграл в общественном мнении. Впрочем, республиканцы тогда все же смогли сохранить свой контроль над обеими палатами Конгресса.
С оглядкой на опыт 1995–1996 годов обе ведущие партии не проявляют склонности к компромиссу и старательно обмениваются обвинениями в адрес друг друга. Показательно, что многие американские специалисты по конституционному праву считают, что президент вправе в случае угрозы дефолта страны самостоятельно распорядиться о повышении потолка государственного долга. Однако в Белом доме не хотят слышать об этом. «Это обязанность Конгресса», – решительно заявил пресс-секретарь президента Джей Карни. Судя по всему, Белый дом хочет загнать республиканцев в угол – возложить на них ответственность за то, что довели страну до грани дефолта. Расчет делается на то, что при приближении к дате исчерпания средств в казне – это произойдет в период от 17 октября до конца месяца – нервы у республиканцев сдадут, и они снимут требование об отсрочке финансирования реформы системы здравоохранения. Это даст демократам чистый выигрыш в общественном мнении страны и более высокие шансы на промежуточных выборах в ноябре 2014 года.