Фото Reuters
В системе ручного управления страной труднее всего приходится самому управителю: ведь каждая проблема требует его личного участия в ее разрешении. Если же он по каким-то причинам этого не делает, эта проблема может тут же разрастись просто до угрожающего размера. Именно так и случилось с «Единой Россией». XIV съезд этой партии был назначен на конец прошедшей недели. А в ее начале пресс-секретарь президента вскользь обмолвился, что Владимир Путин на съезд не поедет. Через пару дней ситуация, конечно, разъяснилась: на формальном заседании президента и правда не будет, но с активистами ЕР его встреча произойдет. Однако за это время аналитики, эксперты и СМИ партию власти успели практически похоронить.У этой истории оказался счастливый конец: Путин приехал! И то ли для компенсации допущенной неловкости, то ли по каким-то значимым перспективным соображениям, но ЕР впервые была названа им народной партией, причем самой влиятельной. Видимо, теперь нужно считать, что ставка будет делаться одновременно и на Народный фронт, и на эту структуру, которой ранее вроде бы уже начинали искать замену. Если это реальная реанимация ЕР, а не бодрый вид у постели безнадежного больного, то следует ожидать соответствующих политических решений. Например, по закону о выборах в Госдуму, который висит в нижней палате уже полгода. На прошлой неделе срок его доработки ко второму чтению был в очередной раз продлен на месяц, до 1 ноября. Чтобы в том числе определить, кто же будет партией власти и какая конфигурация выборов будет тогда выгодна. В общем, судя по всему, и здесь не обойтись без приезда Путина, пусть и не в яви, а в виде концептуальных поправок от него.
А, скажем, в бюджет страны на 2014 год он уже «въехал». Отчего тот теперь явно представляет собой больше политический документ, чем финансовый. Прошедшая неделя и началась с мероприятий, связанных с дискуссиями по поводу будущих госрасходов, ими же и закончилась. И всюду в них принял участие президент. В понедельник он собрал на совещание Минфин, Минобороны, Минздрав и Минтруд. Их руководители дружно произнесли слова о том, что все нормально. Однако Путин одной своей репликой показал, что спор внутри правительства, как и ремонт, закончить невозможно, его можно только прекратить. Что глава государства и сделал, пожелав кабинету министров выступать в парламенте единым фронтом. Закончил же президент свою бюджетную неделю заседанием Госсовета, где солистами выступили лидеры четырех думских фракций и некоторые губернаторы. Премьер же отделался лишь кратким общим словом. Впрочем, технический характер кабинета Дмитрия Медведева сомнений не вызывает, несмотря ни на какие газетные статьи последнего.
Тем временем Путин на большой скорости заезжает на его традиционную территорию либеральных воззрений на некоторые аспекты российской действительности. Например, на инвестфоруме «Россия зовет!» именно Путин, по старой привычке не называя никаких имен, говорил о том, что хватит сидеть в тюрьме Ходорковскому, и опять не отрицал возможности амнистии политическим узникам. Которых, по его словам, конечно, нет.
Между тем вокруг «болотного дела» ситуация закручивается все серьезнее. Суд переезжает по другому адресу, показания полицейских оказываются не совсем к месту, а вот жалобы адвокатов в ЕСПЧ – совсем наоборот. В общем, количество абсурда растет. Чтобы его развеять, как раз и нужен очередной «приезд» Путина. Например, с амнистией на 20-летие Конституции, которую сейчас и готовит президентский Совет по правам человека, значительная часть членов которого даже и не старается скрыть ее прежде всего политическую направленность.