Фото Reuters
Вся минувшая неделя прошла под знаком подведения итогов выборов. И, кажется, до конца они пока не подведены. Хотя многое прояснилось. Все участники кампании, несмотря на претензии оппозиции по части нарушений, признали свои результаты победой. Кремль считает, что добился главного: несистемную оппозицию превратил в системную. Речь, конечно, в первую очередь о тройке Алексей Навальный – Евгений Ройзман – Борис Немцов. Первый занял второе место на столичных выборах, второй стал мэром Екатеринбурга, опередив единороссов, третий вошел в состав Ярославской областной Думы.Однако победы эти ставят перед властью больше проблем, чем приносят бонусов. Поскольку понятно, например, что Навальный уже вошел в политику, и выдворить его за дверь безболезненно не получится. Сидеть молча он не станет, а оставшись на свободе с условным сроком, тем более не смолчит. Заметим, что его обещания и обвинения могут носить любую степень фантастичности: по закону условно осужденный не имеет права участвовать в выборах. А значит, выполнение обещанного ему не грозит. Его высокий московский рейтинг останется с ним как медаль. Напомним, недавно услужливая Дума продлила срок непогашенной судимости на два года.
Навальному нечего терять, а круг его сторонников будет только расти. Власть могла бы сделать умный ход – на заседании Конституционного суда, где будет обсуждаться на днях несоответствие Конституции ограничения прав граждан на активное избирательное право, связанное с судимостью, отменить сомнительный закон. Тогда и будет Навальный по-настоящему системным политиком со всеми вытекающими последствиями, например – ответственностью за обещания.
Подчеркнутое уважение к мнению несистемщиков со стороны власти проявилось в приглашении нескольких лидеров радикальной оппозиции на Валдайский форум. Тон и содержание дискуссии, до которой допустили Геннадия Гудкова, Владимира Рыжкова и Илью Пономарева, легко предсказуемы. Отдельной встречи с президентом Владимиром Путиным у них не планируется - об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Включение несистемщиков в политику, однако, произошло не по закону, а вопреки ему – как в случае с Навальным. Потому что идея абсурдного закона о муниципальном фильтре себя окончательно дискредитировала, и непонятно, почему власти так за него цепляются.
Как-то незаметно вернулись на Охотный Ряд депутаты, а в Совфед – сенаторы. Среди законодательных инициатив последнего – проект главы комитета СФ по законодательству Клишаса, посвященный отпуску заключенных в СИЗО граждан на похороны близких. Проект более чем странный: он ни в чем не отклоняется от аналогичной нормы, касающейся отбывающих срок по приговору суда. Получается, что человек, который, возможно, невиновен, приравнен к заключенным, вина которых доказана по суду. Где место презумпции невиновности в проекте Клишаса? Нет такого места. Зато есть твердая убежденность власти в том, что зря у нас не сажают.
Случились на прошлой неделе два забавных привета из прошлого. Сенатором от Москвы стал Владимир Долгих, возглавляющий Московский совет ветеранов. У этой истории три аспекта. С одной стороны, эта была некоторая компенсация бывшему советскому деятелю за усилия в мобилизации пенсионного электората на недавних выборах. С другой – еще свежа в памяти некрасивая история с «Антисоветской» шашлычной, когда ветеран всерьез сражался (с политических позиций) с заведением, оказавшимся чуждым ему идеологически. Третья сторона назначения: еще раз подтверждена репутация Совфеда как богадельни для вышедших в тираж политиков.
Иногда такие люди в порыве услужливости сильно эту власть компрометируют. Великая спортсменка Ирина Роднина, ныне депутат Госдумы, разместила в своем Twitter вполне расистский коллаж на чету Барака Обамы. Конечно, антиамериканизм сегодня в моде в определенных кругах, как бы тренд, но не до такой же степени. Приверженность парламентария к любому сомнительному тренду недопустима. Впрочем, неизвестно, что хуже – интерес депутата к карикатуре с душком или к сочинительству законопроектов – тоже с душком. На прошедшей неделе Дума разорвала соглашение об усыновлении российских детей испанскими гражданами. 222 ребенка, стоящих на очереди, останутся в России. 222 испанские семьи не помогут им обрести родителей.