15.09.2013 17:37:00
В культуре: Отставки – мнимые и реальные
Об авторе: Марина Гайкович – обозреватель отдела культуры «НГ»
Можно вспомнить одиночные пикеты и даже демонстрации после того, как в Театре Гоголя Капков уволил прежнего худрука Сергея Яшина и назначил туда Кирилла Серебренникова. Впрочем, в конце минувшего сезона стало ясно, что Серебренников – чуть ли не единственный (хотя, конечно, не единственный), кто строит политику, думая о перспективах развития созданного на месте Театра Гоголя Гоголь-центра. А они уже открыли новый сезон и сразу – с премьеры Владимира Панкова, одного из резидентов Гоголь-центра, это – «Машина» по пьесе одного из лидеров уральского «куста» новой русской драмы Юрия Клавдиева.
Сентябрь – едва ли не самый насыщенный месяц в календаре кинофестивального года. В пятницу во Владивостоке закрылся 11-й фестиваль кино стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». А в воскресенье эстафету приняла теплая Кубань – в Анапе стартовал 22-й Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии «Киношок».
Самая животрепещущая новость из мира оперы и балета: Сергей Филин, худрук балета Большого театра, вернулся в Москву из Германии, где проходил лечение в клинике города Аахен. О состоянии здоровья Филина, с его слов, журналистам сообщила пресс-секретарь театра Катерина Новикова: зрение на одном глазу восстановилось на 80%, другой видит хуже, но все же прогресс есть. Филин намерен присутствовать на сборе труппы театра и лично объявить планы на будущий сезон. Но вот полноценно к работе сможет приступить еще не скоро.
Активно обсуждаются новости из Мадрида и Риги: и там, и там отставлены интенданты оперных театров, признанные, к слову, весьма успешными – каждый в своей категории, разумеется. Жерард Мортье почитается едва ли не самым прогрессивным оперным директором: каждое новое место его работы становилось местом побоища консерваторов и радикалов. Зальцбургский фестиваль, затем Парижская опера; затем – Нью-Йорк Сити Опера, где он ни дня не проработал, отказался от должности, как только узнал, что в театре сократили финансирование. И вот, наконец, Мадрид, Театро Реал, ничем не примечательный, пусть и столичный; и о нем с приходом Мортье заговорили как о крайне интересном и перспективном (чего стоят споры вокруг дирижера Теодора Курентзиса, которого в европейской прессе называют то гением, то шарлатаном). Контракт Мортье должен был закончиться в 2016 году, но он поставил ультиматум: если правительство не принимает во внимание кандидатуры, предложенные Мортье (среди них – директора Баварской оперы и театра во Франкфурте-на-Майне), он уходит уже сейчас. В Мадриде захотели видеть на этой должности испанца, против чего возражал Мортье. Он, не стесняясь, заявил в интервью газете El Pais, что не видит достойных преемников среди испанцев. Контракт все-таки был заключен с нынешним интендантом театра Лисеу в Барселоне Жоаном Матабошем. Таким образом, контракт Мортье, который в настоящий момент находится на лечении в Германии, был прекращен.
В среду министр культуры Латвии Жанета Яунземе-Гренде подписала приказ об увольнении директора Латвийской национальной оперы Андрейса Жагарса. А в пятницу премьер-министр страны уволил уже саму Яунземе-Гренде – ибо министр культуры так и не смогла внятно объяснить причины отставки Жагарса. Возмутился даже президент страны Андрис Берзиньш: как объяснить отставку самого прогрессивного менеджера, особенно накануне наступления 2015 года, когда Латвия объявлена культурной столицей Европы. При этом за пределами Латвии из всех ее культурных институций, пожалуй, самая известная и есть та самая Рижская опера, стараниями амбициозного и харизматичного Жагарса превращенная из театра постсоветского в европейский. О развитии событий узнаем на следующей неделе, а совсем скоро, 27 сентября, – в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко – премьера оперы Вагнера «Тангейзер», режиссер-постановщик Андрейс Жагарс.
Комментарии для элемента не найдены.