Затопленные улицы Хабаровска. Фото Reuters
Всю минувшую неделю Дальний Восток боролся с наводнением. Продолжается эта борьба и сейчас. Когда сойдет вода, нужно будет восстанавливать инфраструктуру, жилье и социальные объекты. Надо будет разбираться в причинах столь мощного наводнения и отделять «вину» природы от вины вполне конкретных гидроэлектростанций, решать проблему с дамбами и другими защитными сооружениями.Дальневосточные паводки из региональной проблемы быстро переросли в проблему федерального масштаба. По оценкам экспертов, три наиболее пострадавших субъекта – Еврейская автономная и Амурская области, Хабаровский край – формируют около 1,5% всего российского ВВП. Оценки ущерба растут. Те предварительные суммы, которые озвучивают местные власти, уже сегодня в разы превышают транши из федерального Центра. Одна только Амурская область оценила свои потери в 10 млрд. руб. Она одна вполне может повлиять на развитие целых отраслей – животноводческой, космической. Почти в 10 млрд. руб. оценил на прошлой неделе урон для сельского хозяйства Дальнего Востока Минсельхоз. Если суммировать все официальные и экспертные оценки, то общий ущерб легко может составить многие десятки миллиардов рублей.
Кроме Дальнего Востока в центре внимания на прошлой неделе был Северный Кавказ. Премьер Дмитрий Медведев провел в понедельник в Пятигорске заседание правительственной комиссии по развитию самого молодого федерального округа страны – Северо-Кавказского. Центр дал понять, что ему надоело вливать в Северный Кавказ огромные средства и не видеть от них никакой отдачи. Проблемные республики так и остались проблемными, дотационными, инвестиционно непривлекательными. С поступающими в округ деньгами, по словам Медведева, «все очень непросто», поэтому правительство займется более тщательным контролем расходования средств на Северном Кавказе.
С необычно жесткой критикой в адрес региональных властей выступил глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, налоговые льготы на Северном Кавказе выше в среднем в два раза по сравнению с регионами РФ. Также Силуанов указал на разросшиеся аппетиты бюрократического аппарата на Северном Кавказе: слишком много чиновников, слишком высоки их запросы. В среднем по России численность чиновников в расчете на одну тысячу жителей составляет, по словам Силуанова, 1,8. А на Северном Кавказе показатель – 2,1. В отдельно взятой Ингушетии – 4,6. В Дагестане – 3,5. Конечно, все зависит от численности населения, однако не может быть разницы в разы, считает Силуанов. Средние расходы на чиновников в России составляют 1,5 тыс. руб. в расчете на одну тысячу жителей, а в Чечне – 3 тыс., в Кабардино-Балкарии – 2 тыс. руб. Возмутил министра финансов и автопарк северокавказских чиновников, который находится на балансе госорганов. На этой статье расходов вполне можно сэкономить, считает он.
Эксперты по проблемам Северного Кавказа признают, что региональные элиты действительно часто делят между «своими» поступающие к ним федеральные транши, и до простого населения все эти деньги не доходят. Однако не только местные элиты в ответе за такое положение дел, но и сам федеральный Центр, политика которого по развитию Северного Кавказа фактически провалилась, считают эксперты. Как можно требовать от Северного Кавказа искоренения коррупции, прозрачности госрасходов, снижения административного бремени, когда всего этого нет и в самом федеральном Центре?