Фото Reuters
Министр обороны США Чак Хейгел в начале прошлой недели разослал в воинские части крайне необычное распоряжение. Он напомнил персоналу службы военной юстиции, в первую очередь судьям, что они должны рассматривать уголовные дела о нападениях на сексуальной почве, то есть изнасилованиях или попытках изнасилования, строго на основе закона и с учетом конкретных обстоятельств, не поддаваясь какому-либо влиянию со стороны. Собственно, месседж содержался в последнем замечании: не надо слушать никого, кто не имеет отношения к рассматриваемому делу.Пикантность ситуации заключалась в том, что министр обороны предписывал не ориентироваться на высказывания по данному вопросу, которые сделал президент США Барак Обама. Два месяца назад, отвечая в Белом доме на вопрос, заданный журналистом, Обама заявил, что тех, кто совершает подобные правонарушения, следует «преследовать по закону, лишать должности, направлять в военный трибунал, увольнять с позором».
Повод для столь резких высказываний есть: в вооруженных силах значительно возросло число преступлений на сексуальной почве. По данным одного из обзоров Минобороны, в прошлом году в рядах вооруженных сил сексуальному нападению подверглось 26 тыс. женщин и мужчин, в то время как в предыдущем году только 10 тыс.
Внимание Белого дома и руководства Пентагона не связано с тем, что Вооруженные силы США прекращают военные действия за рубежом: война в Ираке завершена и уход США из Афганистана не за горами. Дело в другом. В последние годы президенты-демократы использовали свое положение верховных главнокомандующих вооруженными силами страны для продвижения в них своих либеральных социальных программ, в каких-то аспектах даже опережая большинство штатов. Ведь в США многие вопросы социального плана входят в юрисдикцию штатов, а не федеральной власти.
При Билле Клинтоне много внимания уделялось продвижению гендерного равноправия. Женщин не только стали шире брать в ряды вооруженных сил, но и даже допускать «на линию огня». При Клинтоне было введено правило: «не спрашивать и не говорить», то есть не интересоваться сексуальной ориентацией поступающих на службу и не отвергать гомосексуалистов, если они не заявляют о своей ориентации.
Барак Обама значительно продвинул эту повестку. В сентябре 2011 года клинтоновская установка была отменена. С этого момента был разрешен набор в вооруженные силы открытых геев. На этом фоне внезапно выявившаяся картина резко возросшего сексуального насилия выглядит как прямой вызов президенту. Причина этого явления пока не раскрыта: действительно ли речь идет об увеличении числа сексуальных нападений или лишь о более четком их учете.
В любом случае президент решил вмешаться. И совершил ошибку. Вслед за публикацией высказываний Обамы пошли случаи отмены судебных процессов. При этом адвокаты обвиняемых, судьи ссылались на то, что «командование оказывает неправомерное влияние» на суд и затрудняет подбор присяжных заседателей. В этих условиях руководству Пентагона пришлось дезавуировать высказывания собственного начальника – Верховного главнокомандующего.
Проблемы, с которым столкнулся Пентагон в деле борьбы с сексуальным насилием, не остановили дальнейшую реализацию либеральной повестки, сформулированной Белым домом. Уже в среду было объявлено, что с 3 сентября в американских вооруженных силах однополым супружеским парам будут предоставлять такие же социальные льготы, что и обычным. Речь идет прежде всего о жилье и медобслуживании. Тот же Чак Хейгел дал заверения, что впредь все браки в вооруженных силах будут рассматриваться одинаково. Соответственно придется даже скорректировать слова «супруг» и «брак».
Военнослужащим будет даже предоставляться десятидневный отпуск для поездки в штаты, где разрешены однополые браки и где они могут пройти соответствующую церемонию. Ведь из имеющихся 50 штатов лишь в 12, а также в столице страны они разрешены. Так что Пентагон по-прежнему лидирует в решении вопросов гендерного и полового равенства.