Фото Reuters
Стагнация в российской экономике превращается в спад. Подтверждения этого приходили всю прошлую неделю. А в пятницу появилось обескураживающее сообщение Росстата о замедлении экономики во втором квартале – причем замедлении заметно большем, чем ожидали чиновники и независимые экономисты. «Индекс физического объема валового внутреннего продукта во II квартале 2013 года относительно соответствующего периода 2012 года, по предварительной оценке, составил 101,2%», – отрапортовал Росстат. Некоторые иностранные эксперты сразу же заявили, что Россия уже находится в рецессии. Но даже если они и поторопились, то в любом случае 2013 год оказывается самым худшим годом по темпам роста ВВП за последние 14 лет, исключая только суперпровал 2009 года (подробнее о этом – на стр. 4).
Настораживающие данные о признаках спада начали поступать в прошлый понедельник. Тогда диспетчерские службы объявили, что потребление электроэнергии за семь месяцев 2013 года в целом по России оказалось на 0,2% меньше, чем за семь месяцев 2012 года. В ЕЭС России потребление электроэнергии с начала года также оказалось на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.
Выработка электроэнергии в России в целом также была на 0,4% меньше, чем в январе–июле 2012 года. Точно такое же снижение выработки электроэнергии за семь месяцев 2013 года зафиксировано и в рамках ЕЭС России.
В среду на официальном сайте президента Владимира Путина появилась информации о заметном снижении перевозок грузов по стране. Объем грузоперевозок за первое полугодие оказался на 3,6% ниже, чем за тот же период прошлого года. Этот факт предварялся словами президента: «Хорошо известно, что объемы перевозок – это важнейший показатель состояния экономики в целом».
Еще одна порция негативной оперативной статистики появилась в пятницу от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, объем продаж на российском автомобильном рынке в июле 2013 года снизился на 8%. За январь–июль российский авторынок также показал падение (–6%) по сравнению с тем же периодом 2012 года.
«На протяжении ряда последних месяцев рынок был не в лучшей форме, и прошедший июль изменений к лучшему не принес. Хотя темпы замедления рынка достигли максимума во II квартале, есть причины, по которым мы можем ожидать постепенного улучшения ситуации в ближайшие месяцы вплоть до точки стабилизации рынка. Недавно анонсированная госпрограмма субсидирования автокредитов будет полезной для скорейшего достижения этой точки, и остается только приветствовать данную инициативу правительства», – заявил в пятницу глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. «Мы ожидаем, что к концу 2013 года объем российского автомобильного рынка составит –6% по сравнению с 2012 годом. Российский автомобильный рынок стабилизировался после активного роста в первой половине 2012 года. Это связано с макроэкономической ситуацией», – говорит представитель компании «Тойота Мотор» Евгения Тетерина.
Итак, бизнес надеется на стабилизацию. Хотя признаков улучшения макроэкономической ситуации пока не видно.