Фото Reuters
На молодежном форуме «Селигер-2013» Владимир Путин еще раз высказался о работе правительства Дмитрия Медведева. Президент уже по приезде был встречен прямым вопросом от КПРФ, согласен ли он с тем, что кабинет министров несостоятелен и должен уйти. Путин в ответ сообщил, что, если бы он был депутатом, за отставку правительства голосовать бы не стал. Таким образом, когда коммунисты в сентябре потребуют проведения вотума недоверия, у сомневающихся думцев будет четкая рекомендация. Как у главы государства у Путина претензий к медведевскому кабинету по большому счету нет: «Правительство в целом свои функции исполняет исправно». Министры, которые что-то недоделывают или недорабатывают, пообещал он, по-прежнему будут получать соответствующие оценки.Показательным было следующее высказывание Путина: говоря о своем строгом, но справедливом отношении к членам правительства, он назвал их своими подчиненными. И если де-юре президент был несколько неправ – к исполнительной власти страны он, по Конституции, не относится, то де-факто выразился совершенно правильно. На самом деле он и является главой правительства, да еще и не одного, а трех. Первое – это правительство в понимании широкого круга граждан, то есть собственно власть. Второе – правительство узкое: кремлевская администрация и силовые ведомства. И кабмин как таковой, председатель которого, заметим, теперь стал походить на путинских премьеров середины нулевых годов. Чтобы убедиться в том, что Путин действительно един в трех лицах, достаточно взглянуть на прошедшую неделю.
Скажем, совещание по развитию ВМФ, состоявшееся в понедельник, – это, конечно, исполнение обязанностей главы «широкого» правительства. Как известно, свою долю оплеух получили и госорганы, и промышленники. А объявление в тот же день о создании при президенте Совета по жилищной политике явно относится к сфере, которой обычно занимается правительство обычное. Так же, как и совещания по развитию медицины в регионах или по созданию высокоскоростных железных дорог. Там, кстати, глава государства тоже произнес резкие слова. А как иначе, если министры сами по себе ничего сделать не могут. Что же касается знаменитого приглашения к Путину руководителей Следственного комитета, МВД, миграционной службы для разбирательства «дела Матвеевского рынка» и прочих «рыночных» проблем в правоохранительных органах, то это, без сомнения, пример путинского премьерства в узком смысле. Однако резонанс от него как раз получается широким.
Напомним, что президент впервые официально объявил о необходимости разорвать связь между деньгами «базарного» бизнеса и деятельностью правоохранительных органов. Слова «тридцать сребреников» прозвучали не зря: они означают, что именно такая связь отныне будет рассматриваться как предательство. Эксперты обратили внимание на то, что Путин и здесь берет ситуацию в свои руки. И объяснили это просто: выполнение майских указов президента оказалось для медведевского правительства делом неподъемным.
Между тем Медведев в интервью Russia Today, посвященном пятой годовщине «войны 08.08.08», неоднократно подчеркнул, что у него не было и теперь тоже нет кардинальных расхождений с Путиным. Очевидно, это означает, что и против роли «технического премьера» официальный председатель правительства в принципе не возражает.