Фото Reuters
США и Евросоюз на минувшей неделе весьма продуктивно провели первый раунд переговоров по созданию зоны свободной торговли. С понедельника по пятницу в Вашингтоне стороны обсуждали формат диалога, отложив основные дискуссии до следующего раунда, который пройдет в Брюсселе в октябре. Ожидается, что Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство только за первые пять лет увеличит товарооборот между сторонами на 120 млрд. долл., при том что он уже составляет 1 трлн. долл. По заверениям чиновников, от сделки выиграют не только государства, но и отдельные домохозяйства: якобы европейская семья из четырех человек в среднем увеличит свой ежегодный доход на 545 евро. Кроме того, по обе стороны Атлантики будет создано по 1 млн. рабочих мест. Что касается параллельного обсуждения разоблачений Эдварда Сноудена, который рассказал о прослушке Агентством национальной безопасности США представительств Евросоюза и входящих в него стран, то его провели в Минюсте США без малейшего шума, так что оно не затмило торговых дискуссий.
Администрация Барака Обамы, который в своей политике создания рабочих мест сделал ставку на увеличение экспорта, в четверг договорилась о возобновлении дискуссий по Двустороннему инвестиционному пакту с Китаем, который в итоге отказался от своего предварительного условия о выводе за рамки соглашения некоторых отраслей экономики – например, сферы услуг. В Вашингтоне это назвали прорывом. Диалог был начат еще в 2008 году при Джордже Буше-младшем, но с приходом Обамы зашел в тупик. Теперь стороны рассчитывают в ближайшее время перейти от технических контактов к существу дела.
Китай вообще активизировался по части отмены пошлин. Во-первых, Пекин подписал соответствующее соглашение со второй после Исландии европейской страной – Швейцарией (с Рейкьявиком китайцы скрепили договоренности в апреле). Китай – третий после Европы и США торговый партнер Швейцарии. Торговый оборот составляет 26,3 млрд. долл.
Во-вторых, создание первой в Китае зоны свободной торговли в районе Пудун, по словам шанхайских властей, станет главной «стройкой» до конца текущего года. Как пишет China Daily, примеру Шанхая может последовать Тяньцзинь. Власти города обратились к руководству КНР с соответствующей заявкой. В шорт-лист претендентов включен и Сямынь, сообщает гонконгская Standard.
Не отстает от Китая и Тайвань, который хочет сократить зависимость от континента. В среду он подписал пакт о свободной торговле с Новой Зеландией. Торговый оборот между сторонами небольшой – 1,2 млрд. долл. Тайвань в основном поставляет электронику, а Новая Зеландия – молоко, мясо, киви и другие сельхозпродукты. Однако политическое значение договора выше, чем экономическое, ведь у Новой Зеландии и Тайваня, который Китай считает своей территорией, нет дипломатических отношений. Тайбэй хочет использовать сделку как задел для более крупных аналогичных договоренностей, например, с Сингапуром. Но главное, он рассчитывает войти в диалог по созданию Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в котором участвуют, с одной стороны, США и некоторые страны Латинской Америки, а с другой – Япония, Новая Зеландия и другие азиатско-тихоокеанские игроки. Всего речь идет об 11 государствах, и Китая в их числе нет (он, кстати, подписал соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией и Австралией еще в 2008-м, а Веллингтон к тому же имеет отдельный договор с Гонконгом с 2010 года).
Известно, что Таможенный союз (ТС), куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с такими участницами ТТП, как Вьетнам, Чили и та же Новая Зеландия. В апреле у нас побывал новозеландский министр торговли Тим Гросер. Он не исключил, что соглашение будет подписано до конца года. А в середине 2014 года ТС может заключить договор с Европейской ассоциацией свободной торговли, куда входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, которая играет ведущую роль в продвижении переговорного процесса.