Фото Reuters
Главным событием недели стал учредительный съезд Народного фронта. Официально обернувшись движением, он обрел – официально – и лидера-президента. ОНФ намерен изучать страну и «вырабатывать смыслы» на площадках дюжины мониторинговых центров.Уже сегодня понятно, что новая структура перекроила политическую карту страны. Во-первых, она все-таки стала политической, несмотря на прозвучавшие ранее уверения ее руководителей. Заявил об этом прямо и сам Путин, посоветовав подопечным активно участвовать в выборах. Поскольку Кремль не собирается трансформировать движение в партию (пока), совет президента подтверждает вывод «НГ» (см. № от 01.04.13): фронт станет на выборах самого разного уровня инкубатором одномандатников. Само проведение съезда ОНФ, как и предшествовавшая ему пропагандистская кампания, еще дальше в тень отодвинули «Единую Россию» во главе с ее лидером, премьером Дмитрием Медведевым. Единственное за всю неделю упоминание о ЕР выглядело почти пародийным. Появилось сообщение, что четверо единороссов вошли в число учредителей Народного фронта. Напомним, общее количество учредителей – четыре сотни.
Двигается своим курсом столичная губернаторская кампания. Перед партиями стоит задача – в силу предсказуемости результата гонки определиться, стоит ли в ней участвовать. Самая интересная интрига была связана на прошедшей неделе с возможным участием в осенних выборах лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. По данным опроса Левада-Центра, за него готовы были отдать свои голоса 18% москвичей. Это больше, чем за любого другого лидера оппозиции. Не случилось. Прохоров отказался от гонки. С одной стороны, его можно понять: зачем сражаться с мэром-фаворитом, тратить силы, время и деньги, если 2015 год сулит прохождение в Думу, а 2016-й – участие в президентской гонке. С другой стороны, мэрская кампания стала бы хорошей разминкой для возможного будущего претендента на высший пост в государстве. Конечно, если начать разминаться заранее, а не после заявления более расчетливого соперника. Уход от поединка – всегда проявление слабости. Спрашивается, зачем было всю неделю намекать, что «Платформа» выставит на выборах сестру Прохорова Ирину и что юристы проверяют информацию о возможности лидера партии расстаться с зарубежными активами, как того требует закон от участников кампании?
Когда Сергей Собянин объявил о своем решении, в рядах оппозиции раздался стон – мол, обманули, кто ж так делает, мы не успеваем... Однако кто мешал партийцам сплотить ряды на выборах губернатора Подмосковья, где Андрею Воробьеву удается легко обходить соперников – и не только в силу административного ресурса, но и по причине хронического небрежения оппозиционерами обычной политической работой на выборах?
Партии выставили против московского мэра, словно застеснявшись, в основном второстепенных персонажей. Исключение составили «Яблоко» с Сергеем Митрохиным и РПР–ПАРНАС с Алексеем Навальным. При этом оппозиция в очередной раз профукала возможность выдвижения единого кандидата. Какой там «единый», если даже за Навального парнасовцы голосовали не единогласно… А Координационный совет оппозиции, о существовании которого основательно подзабыли, напомнил о себе объявлением: путем электронного голосования там будут решать – кого поддержать на мэрских выборах в Москве.