Ирина Антонова и Наталья Солженицына среди почетных гостей на премьере «Князя Игоря» в Большом. Фото Константина Ремчукова
Люди все – достойные, наидостойнейшие, но вот вопрос: зачем им премии? Какие проблемы эти люди не могут сегодня решить, в чем, скажите, проявляется «недопризнание» того, другого, третьего? Почему новые Госпремии так похожи на прежние президентские, которые давали «за жизнь в искусстве», когда каких-то сиюминутных, свежих достижений под рукой не оказывалось. Ну, разве что и Шахназарову, и Мирошниченко давно не давали Госпремий, с конца 80-х. Это, конечно, аргумент. Речь о том, что если это премия за 2013 или 2012 год, то, пожалуй, да, Мирошниченко может отчитаться новым фильмом «Рожденные в СССР», проект этот по праву называют уникальным, ну а Шахназаров как раз в прошлом году выпустил «Белого тигра».
В субботу в Большом спели премьерного «Князя Игоря», событие уникальное, как бы ни оценили его музыкальные критики: 95-летний режиссер, которого в Европе знают именно как оперного, в России впервые ставит оперу; «Князь Игорь» Любимова, как и его спектакли на Таганке, подвергся решительным сокращениям, но почерк режиссера узнаваем, прежде всего по хоровым, массовым сценам. Он ведь и в драматическом театре умел звезд «построить» и научил хоровому искусству. Мизансцены, где на сцене – «масса», народ, протягивающий в мольбе руки, – из запоминающихся, удачных. Кроме того, очевидна и концепция Любимова: беды – не только от половцев, глядя на князя Галицкого, видишь, что русские и сами себе горя принесли немало, мы сами – жертвы собственного безобразия. Впрочем, тоже – одна из любимых любимовских мыслей. Финал спектакля – почти узнаваемая фреска «Герники».
Думается, Большой удачно выбрал момент для объявления новости о нежелании продлевать контракт с Николаем Цискаридзе – на положительном информационном фоне, который складывается благодаря премьере «Князя Игоря», опять же – вне зависимости от разных оценок спектакля. Напомним, срок очередного контракта солиста балета и педагога Большого истекает в конце июня.
Ну и наконец, «Эсмеральда», спектакль театра «Кремлевский балет» на минувшей неделе обошел все телевизионные каналы и, конечно, не только наши, российские. Пожалуй, впервые балет во всех новостях называли в связке с именем романиста Виктора Гюго, по мотивам романа которого он и поставлен. Ни имени композиторов Цезаря Пуни и Риккардо Дриго, ни постановщика – Андрея Петрова. Да, еще называли худрука оркестра «Новая Россия» Юрия Башмета – его оркестр принимал участие в этом спектакле, премьеру которого станцевали еще семь лет назад. Как всегда, о театре в наших новостях вспомнили не «из-за» театра: после спектакля присутствовавшие на нем Владимир и Людмила Путина объявили о разводе. Среди новых шуток недели: чтобы объявить о разводе, можно просто сказать: сходили на «Эсмеральду».