Фото Reuters
На минувшей неделе Украине во внешней политике удалось сделать то, что в обычной жизни называется умением усидеть на двух стульях. Украина подписала меморандум об особых отношениях с Таможенным союзом, который, по сути, ее ни к чему не обязывает, но при этом позволяет оставаться в объединении на правах пусть не полноценного члена, но потенциального кандидата.В этой двусмысленности позиции – суть игры Виктора Януковича, который последние два года балансировал на линии между ЕС и ТС, пытаясь не потерять ни одно из указанных интеграционных направлений. Европейский союз обещает Украине ассоциированное членство и преференции в рамках еврозоны свободной торговли. Таможенный союз предупреждает: с 2015 года российский рынок для украинцев может из родного превратиться в чужой со всеми вытекающими отсюда неудобствами. Прежде всего это касается поставщиков украинской продукции, ввоз которой в страны ТС подорожает или вовсе приостановится. А также десятков тысяч украинцев, которые сегодня зарабатывают в России. Киеву удалось убедить Москву, а с ней Минск и Астану в том, что наблюдательный статус – только первый шаг в направлении интеграционного объединения на Востоке, следующий будет сделан позже. Украина таким образом получила статус наблюдателя в Евразийской экономической комиссии и возможность участвовать в ряде программ.
Такой оборот устроил и Брюссель, который ранее без обиняков предлагал Киеву определиться с вектором интеграции, подчеркивая невозможность совмещения одновременного движения на Восток и Запад. Но, похоже, Януковичу удалось это сделать. По крайней мере он выиграл время: если осенью на саммите ЕС Украине не предоставят то, на что она рассчитывает, Киев сможет активизироваться на евразийском направлении. Если все же он получит европейский бонус, то у Виктора Януковича будет время обдумать еще один обходной маневр в отношениях с ТС.
Если в Брюсселе маневры Киева не вызвали протеста, то события в Кишиневе обрадовали. Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле поздравили молдавские власти с тем, что они наконец-то сформировались и легализировались. Больше полугода Молдавия жила без правящего альянса и под угрозой досрочных парламентских выборов. А они в корне могли изменить расклад политических сил в пользу левых партий, прежде всего коммунистов. В этом случае о евроинтеграции страны можно было забыть. Потому эмиссары ЕС постоянно приезжали в Кишинев и пытались примирить лидеров бывшего правящего Альянса «За европейскую интеграцию», ссоры между которыми и спровоцировали его распад. Примирение состоялось: в конце недели в Молдавии сформировано парламентское большинство из партий бывшего альянса, теперь оно называется Коалицией проевропейской интеграции, и утверждено правительство. Премьер-министром стал экс-министр иностранных дел либерал-демократ Юрий Лянкэ, а спикером парламента – демократ Игорь Корман. С точки зрения представительства правящих партий, в руководстве республики ничего не изменилось, но первые посты покинули партийные лидеры – Владимир Филат (Либерально-демократическая партия), а также Мариан Лупу и Владимир Плахотнюк (Демократическая партия). Они останутся у власти, только в тени – до новых выборов парламента через год.