Фото Reuters
Эскалация религиозной напряженности отдается в самых разных уголках мира. «Одиночки-джихадисты» вновь оказались на Западе в центре внимания. Вслед за терактом в Бостоне, совершенным братьями Царнаевыми, следующая вылазка последовала в Великобритании. Средь бела дня в Лондоне, рядом с легендарными Артиллерийскими казармами королевской армии, два чернокожих мусульманина с криками «Аллах акбар!» в прямом смысле слова разделали на куски солдата британской армии. Погибший, 23-летний барабанщик 2-го батальона Королевского стрелкового полка Ли Ригби был не в форме, а в футболке фонда «Поможем героям», призывающего к помощи ветеранам войн в Ираке и Афганистане. Но террористов это скорее лишь подхлестнуло.Как выяснилось вскоре, позировавший прохожим с окровавленным тесаком британец нигерийского происхождения Майкл Олумил Адеболаджо в 2005–2010 годах посещал собрания исламистской организации «Аль-Мухаджирун». Эта возглавляемая Анжером Чоудхари группировка, в 1999 году вербовавшая добровольцев на «джихад» в Чечню, за последние годы не раз запрещалась британскими властями, но вновь возрождалась под новым названием, например Islam4UK. В 2009 году ее активисты провели скандальный митинг протеста против марша 2-го батальона Королевского английского полка в Лутоне, называя вернувшихся из Ирака солдат «мясниками Басры» и требуя «отправить их в ад». Сейчас градус религиозной нетерпимости дошел до высшей точки. В свою очередь, после сообщений о теракте в Великобритании было зафиксировано за несколько дней 160 нападений на мусульман, а в городах Брейнтри и Гиллингем произошли попытки нападений на мечети.
Религиозно обусловленное насилие свойственно представителям разных религий. На прошедшей неделе МВД Грузии сообщил о возбуждении уголовных дел против первых обвиняемых в разгоне акции секс-меньшинств в Тбилиси 17 мая. Тогда 20-тысячная толпа во главе со священнослужителями смяла цепи полиции и обрушилась на протестовавших против гомофобии, которым чудом удалось спастись, тем не менее 28 человек серьезно пострадали. Обвиняемые – видные священнослужители Грузинской православной церкви – архимандрит кафедрального собора Святой Троицы Антимоз Бичинашвили (на митинг он явился с тяжелым табуретом в руках, словно готовясь пробить им голову кому-то из «содомитов») и игумен женского монастыря Иона-Торнике Эристави Иотам Басилая. Если будет доказана вина клириков в срыве санкционированного митинга против гомофобии, им грозит до двух лет тюрьмы.
На рубежах Грузии назревают и другие, не менее взрывоопасные конфликты. Патриарх Грузинский Илия II заявил, что собирается посетить вместе с Вселенским Патриархом Варфоломеем I Абхазию. С точки зрения канонического права Сухуми остается частью Грузинской православной церкви, но де-факто давно окормляется священнослужителями Московского или Константинопольского Патриархатов. В связи с этим президент Абхазии Александр Анкваб заявил о том, что Грузинская православная церковь поддерживала в недавнем прошлом агрессию Тбилиси против непризнанной республики, поэтому сейчас духовное окормление Абхазии «может и должен взять на себя Московский Патриархат». В ответ на предложение принять Абхазию в свою юрисдикцию и рукоположить для нее епископа из Чистого переулка прозвучал пока лишь анонимный комментарий Интерфакс-религии о том, что «окончательное разрешение сложного церковного вопроса в Абхазии потребует еще определенного времени, необходимые консультации по этому вопросу ведутся» для разрешения его с учетом церковных канонов и воли самого абхазского народа.
РПЦ последние дни была занята другим – празднествами в честь просветителей славян – святых Кирилла и Мефодия, совпадающими с тезоименитством Патриарха Кирилла. В многотысячном крестном ходе принял участие и прибывший в Москву Иерусалимский Патриарх Феофил. Апофеозом торжеств стал концерт на Красной площади, где перед Патриархами выступили оркестры армии и военного флота и сводный хор с участием представителей РПЦ общим числом до 2000 человек.