Фото Reuters
Минувшая неделя в восточной части СНГ прошла под знаком активности сексуальных меньшинств. В ряде городов постсоветского пространства вздымался флаг всех цветов радуги, но не везде знаменосцам удавалось его пронести так далеко, как им хотелось.Особо выделилась Грузия. Там геям и их защитникам 17 мая, в Международный день борьбы с гомофобией, власти разрешили потусоваться в центре Тбилиси и обещали неприкосновенность. Однако обещание обещанием, а возглавляемая священниками толпа хранителей традиционных ценностей геев побила и акцию им сорвала. За это власти Грузии были остро раскритикованы Западом, поставившим вопрос ребром: либо с нами со всеми защитами прав человека, либо… И тогда Грузия, как хороший ученик, внезапно проваливший серьезный экзамен, но милостиво получивший на его сдачу еще одну попытку, в эти выходные устроила «мирный аналог» 17 мая. В небольшом парке в центре Тбилиси опять собрались радетели традиционных ценностей, а по другую сторону полицейских рядов – то ли геи со своими защитниками, то ли просто правозащитники, которые говорили о необходимости соблюдения прав всех людей, всех меньшинств и т.д.
В Киеве и Москве гей-выступления сопровождались эксцессами, вплоть до арестов и драк. В Кишиневе же парад состоялся. Но благодаря тому, что сексменьшинства провели его не в анонсированном заранее месте, куда стянулось духовенство и гражданские активисты, а в другом. В Ереване тоже вроде бы что-то намечалось, но не состоялось.
До Центральной Азии такого рода современные поветрия еще не дошли. Здесь пока все в более традиционном ключе – страны продолжают поиск своего места в мировом укладе. Вывод войск западной коалиции из Афганистана – неплохой для этого повод. Главное – добиться для себя максимально возможной роли в этом процессе. Казахстан и Узбекистан могут чувствовать себя спокойно – их Запад попеременно называет региональными лидерами и своими ближайшими союзниками. Чего не сказать о Таджикистане и Киргизии. Таджикский лидер Эмомали Рахмон, очевидно, решил не складывать все яйца даже в две корзины и за третьей отправился в Пекин, где возвестил о начале китайской эры в своей стране. Отныне не Россия или США – стратегические партнеры Таджикистана, а именно Китай.
Вообще, понятие «стратегический партнер», похоже, нуждается в новом смысловом наполнении. Или уточнении. Во всяком случае на постсоветском пространстве. Глядя на то, как Россия взвинтила цены на газ примерно для полутора миллионов абонентов Армении, невольно начинаешь думать о сути «стратегического союзничества». Впрочем, официальный Ереван обиду не демонстрирует, а наоборот – своему народу повышение стоимости газа преподносит как действие, совершенно необходимое братской России, потому что… по нынешней цене никто в мире «голубым топливом» уже не пользуется. Еще немного и прозвучало бы, что и Армении не след отставать от такого тренда и что повышение цены на газ – полезно. Но, словно опомнившись, власти прекратили абсурдные пояснения, а то люди стали выходить на улицы с протестом. После небольшой паузы правительство объявило о разработке и внедрении некой компенсационной схемы, которая позволит населению почти полностью сохранить нынешний уровень расходов на потребление газа.
В соседней Грузии, «разобравшись» с геями, вернулись к более прозаическому и арестовали Вано Мерабишвили – генсека «Единого национального движения» (ЕНД), бывшего премьер-министра и бывшего министра внутренних дел. Пока на два месяца. Предъявленные не так давно второму лицу в государстве обвинения более чем серьезны. Речь идет о присвоении чужого имущества, нецелевых тратах, хищении крупных средств, злоупотреблении служебным положением и даже причастности к убийству. Лидеры бывшей партии власти утверждают, что нейтрализацией Мерабишвили новые власти преследуют цель – обескровить ЕНД и вывести из игры наиболее вероятного и сильного кандидата в президенты на выборах осенью нынешнего года. Но, похоже, положение бывших властей серьезнее, чем они сами его оценивают. В грузинской прессе появился чуть ли не список тех, кто может быть привлечен к ответственности в самом скором времени. Это и секретарь Совета национальной безопасности Гига Бокерия, и мэр Тбилиси Гиги Угулава, и люди менее известные, но в период правления ЕНД игравшие заметную роль в жизни страны. Особняком стоит президент Михаил Саакашвили. Нынешние власти то уверяют, что закон распространяется и на него, то вздыхают, что арестовать президента нельзя, то не исключают, что он будет допрошен, то потом сожалеют, что допрос, собственно, зависит только от его благорасположенности: захочет – явится и ответит на интересующие правоохранительные органы вопросы, а не захочет – и суда такого нет.