Фото Reuters
Во вторник, 14 мая, на заседании президиума Российской академии наук произошла сенсация, которую мало кто ожидал: бессменный с декабря 1991 года президент РАН Юрий Осипов снял свою кандидатуру с тайного голосования президиума РАН по вопросу выбора приоритетного кандидата на пост президента академии. Его фамилии не будет в бюллетенях для голосования по выборам президента РАН, которые должны состояться 29 мая на Общем собрании РАН. Своим приоритетным кандидатом президиум РАН тайным голосованием выбрал академика Владимира Фортова.Оставшиеся три кандидата – вице-президенты РАН Жорес Алферов и Александр Некипелов, а также академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Владимир Фортов – в четверг, 16 мая, опубликовали на официальном сайте РАН свои предвыборные программы. Пафос у всех трех – один: никакой лучшей институциональной формы для занятия фундаментальной наукой, чем Российская академия наук, до сих пор нигде в мире не придумано.
Кстати, Александр Некипелов посетил 16 мая Новосибирский научный центр РАН. Выступая там перед журналистами, он заметил: «Интрига всегда остается до того, как будут подсчитаны бюллетени. Разумеется, очевидным фаворитом является Фортов Владимир Евгеньевич на данный момент, сомнений на этот счет, я думаю, ни у кого нет…» Говорят, после исторического уже заседания президиума РАН 14 мая, обмениваясь рукопожатиями с Владимиром Фортовым, Юрий Осипов якобы бросил фразу «Еще не вечер...».
В середине недели распространилась информация, что помощнику президента РФ Андрею Фурсенко может быть поручено курирование проекта «Сколково» от администрации Кремля. Раньше этой работой занимался бывший вице-премьер и руководитель аппарата правительства РФ Владислав Сурков. Сотрудники «Сколково», с которыми мне довелось пообщаться буквально накануне отставки Суркова, с энтузиазмом говорили о кураторстве Владислава Юрьевича и связывали с ним дальнейшее развитие проекта. Посмотрим, что будет при Андрее Фурсенко. Кстати, Жорес Алферов и Владимир Фортов – оба входят в руководящие органы фонда «Сколково»: один – сопредседатель Консультативного научного совета фонда, другой – член этого Консультативного совета.
Впрочем, пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова тут же заявила, что постоянным куратором проекта «Сколково» будет один из вице-премьеров правительства РФ. «Постоянный куратор «Сколково» будет назначен на уровне вице-премьера. Проект остается в сфере ведения правительства», – подчеркнула пресс-секретарь главы правительства, напомнив, что попечительский совет «Сколково» возглавляет Дмитрий Медведев. Ожидали, что эта интрига может разрешиться в пятницу, на заседании президиума президентского Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ, которое проводил как раз Медведев. Судя по отсутствию информации – не разрешилась. Опять же – еще не вечер…
Наконец, в субботу, 18 мая, в рамках международной акции «Ночь в музее» Политехнический музей представил праздничную программу «Политех: перезагрузка». Уже со вчерашнего дня в историческом здании музея развернулись работы по реконструкции. Обновленный Политех вновь откроет двери для посетителей в 2018 году. Программа прощания была обширной, яркой и веселой: мобильные лаборатории робототехники, физики, химии; вполне полноценная книжная ярмарка; лекторий Политеха представил программу лекций «Скверная наука»; во внутреннем дворе музея – выставка легендарных классических автомобилей 1930–1970-х годов «Моторы XX века»…
Что-то мне подсказывает, что больше в это историческое здание-шкатулку в центре Москвы на Новой площади музей как таковой уже не вернется даже и в 2018 году. Японский архитектор, выигравший проект реконструкции, вообще намечает на месте нынешнего сквера перед музеем, где и происходила субботняя «перезагрузка», создать огромное подземное пространство (типа котлован) с открытым верхом. В любом случае понятно, что это будет уже и не в полном смысле слова музей – скорее интерактивная площадка с офисно-представительскими функциями. Собственно, музейные экспозиции расположатся в других местах… Впрочем, еще не вечер.