Фото Reuters
Крайне противоречивые оценки состояния экономики прозвучали на прошлой неделе из уст президента и членов правительства. Всего несколько недель назад президент Владимир Путин убеждал нас, что в стране отмечается высокая загрузка производственных мощностей и очень низкая безработица. «Сейчас наша экономика находится в ситуации, когда задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне», – говорил президент в середине января. Однако сегодня выясняется, что данные о полной загрузке мощностей и высокой занятости просто не соответствуют реальности.«У нас уровень загрузки мощностей сегодня составляет порядка 65%, и это существенно ниже, чем в других странах: в европейских странах, в США», – заявил в прошлый понедельник глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на совещании по экономическим вопросам в Сочи у президента Путина. Кроме того, официальные показатели низкой безработицы на поверку также оказались иллюзией. «У нас идет достаточно ощутимое сокращение занятых на крупных и средних предприятиях, и у нас достаточно быстро, к сожалению, растет теневой сектор», – объяснил президенту Белоусов.
Как видим, высшее руководство страны имеет искаженное представление о действительности или по крайней мере пользуется крайне противоречивыми описаниями происходящего. При этом в искажении экономической реальности по существу заинтересованы сами ведомства. Ведь если предприятия работают на пределе возможностей, то и спрашивать с правительства и Центробанка нечего.
Не менее противоречивой оказалась и ситуация с дорожным строительством. Президент Путин на своей прямой линии несколько раз объявил, что денег на строительство дорог в стране достаточно. Более того, в регионах уже во многом потеряны мощности для дорожного строительства и поэтому местные власти просят Центр разрешить им перераспределить «дорожные» деньги. Между тем всего две недели назад глава Минфина Антон Силуанов заявил о якобы существующей нехватке средств в дорожных фондах. В связи с этим Минфин требует ускоренного повышения акцизов на бензин, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников. В свою очередь, нефтяники выступили резко против повышения налогов, пригрозив сократить добычу сырья.
В связи с переходом на марки бензина Eвро-4 и Eвро-5 дорожные фонды могут недополучить в ближайшие три года 100 млрд. руб. Основной компенсирующей мерой Минфин предлагает сделать повышение ставок акцизов на бензин класса Eвро-4 и Eвро-5.
Однако президент, в отличие от Минфина, утверждает, что денег достаточно. «Объем средств, получаемых от акцизов, несколько уменьшился. Но это не значит, что их там не хватает… Большое количество региональных руководителей и ко мне раньше приходили, сейчас, я знаю, приходят в новое правительство РФ с просьбой разрешить им переориентировать эти средства, предусмотренные для дорожного строительства, на другие цели. Аргумент: денег много, у нас нет мощностей для того, чтобы все их реализовать на дорожное строительство», – разъясняет телезрителям Владимир Путин. Если поверить этим объяснениям, то в стране происходит настоящая фантасмагория: денег много, но их не хватает, поэтому нужно увеличить налоги, хотя освоить дополнительные средства регионы не смогут.