Фото с официального сайта ГМИИ им. А.С.Пушкина
В ходе прямой линии с президентом из 85 вопросов несколько касались культуры. Директор ГМИИ Ирина Антонова вступилась за расформированный 65 лет назад московский Музей нового западного искусства. Она не раз уже напоминала о печальной судьбе этого собрания, созданного из коллекций Щукина и Морозова, в какой-то момент даже была надежда получить и здание музея на Пречистенке, сейчас Антонова предлагает отдать музею здание Института философии, перешедшее ГМИИ для будущего музейного городка. Владимир Путин неожиданно поддержал идею возрождения Музея нового западного искусства в Москве: «Это, слава богу, возвращение не из-за границы и не передача за границу. Это наш внутренний вопрос. Насколько я понимаю, все эти произведения или основные из них экспонируются, в Эрмитаже представлены, они не спрятаны от народа. Я, разумеется, поддержу любое решение, связанное с возрождением музея, но это должно было сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе, среди специалистов… Нужно, чтобы на уровне Министерства культуры, с привлечением экспертов этот вопрос был обсужден как следует и глубоко проработан». Кстати, по информации «НГ», в ходе подготовки к прямой линии обсуждалась и возможность сказать о конкретном месте дислокации возрожденного музея – в Петербурге. Но сказано об этом ничего не было. А директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отказался даже фантазировать на эту тему. По словам Пиотровского, ему стыдно и неприятно, что внутренние споры музеев подняли в ходе прямой линии с президентом. «На коллекцию Эрмитажа посягались многократно, но теперь споры приобрели форму доносов» – цитирует Пиотровского РИА Новости.В четверг прошел пленум Союза кинематографистов, на котором было решено созвать в начале июля внеочередной съезд СК. Дело в неожиданном и резонансном предложении министра культуры Владимира Мединского о превращении союза из общественной организации в общественно-государственную. Руководству СК такое превращение на руку – ведь государство обещает финансовую поддержку, но многие кинематографисты испугались, что союз потеряет независимость. «Если мы становимся общественно-государственной организацией, мы оказываемся подотчетны государству – а такого не было никогда, даже в СССР», – заметил Клим Лаврентьев. Но руководство все-таки надеется убедить членов СК в необходимости изменить форму организации и – что важно – разрешить юридическим лицам вступать в союз. Все эти принципиальные новации возможны только в случае внесения соответствующих изменений в устав СК, а их может принять только съезд. Собирать кинематографистов в июле – смелая идея (в разгаре как отпускной, так и съемочный и фестивальный сезоны). Но спешка объяснима – если за предложенные поправки в устав проголосует большинство, получать финансовую поддержку от государства и юридических лиц союз сможет уже во второй половине нынешнего года.
Еще одна новость из области кино. Закрыт международный департамент Фонда кино, сотрудники которого занимались продвижением российских фильмов за рубежом и стимулированием копродукций. По большому счету департамент дублировал «Роскино» – организацию-преемницу «Совэкспортфильма», которой от века было предписано заниматься продвижением отечественного кино за границей и связями с зарубежными коллегами. Роспуск международного департамента выглядит как еще одно действие в ряду ограничений функций фонда. «Приоритеты фонда изменились, – сказала в интервью Hollywood Reporter Елена Романова, возглавлявшая международный отдел. – Сейчас главной задачей является увеличение доли локальных картин в российском прокате. Поэтому вся деятельность, напрямую не связанная с этой задачей, была свернута».