На прошедшей неделе президент Владимир Путин, не дожидаясь рождения соответствующего законопроекта в Думе, ввел декларирование расходов для высших чиновников и приравненных к ним парламентариев – собственными указами. Пришлось депутатам снова «садиться за парту», переписывая недавно заполненные документы. Займет эта процедура у них, судя по всему, месяца полтора. И новые варианты деклараций могут существенно измениться. Потому что популярным занятием у депутатов становятся разводы. Семьи избранников народа скукоживаются на манер шагреневой кожи, и количество персон, подлежащих декларированию, в них соответственно тоже уменьшается. Впрочем, черт оказался не таким страшным, как его малевали: превышением расходов над доходами, к примеру, считается покупка на сумму большую, чем трехлетний доход всех членов семьи. Да и способов уйти от ответа множество, и фиктивный развод – только один из тех, что осваиваются парламентариями и чиновниками по ходу дела.
Громкая история с декларированием расходов оставила в тени еще одно важное событие прошедшей недели. Владимир Путин подписал закон, отменяющий выборы губернаторов. То есть он не запретил их напрямую – но разрешил не проводить. Заменив процедурой, при которой заксобрания выбирают регионального начальника из трех кандидатов, одобренных главой государства. Главы регионов-«отказников» снова будут ориентироваться на федеральный Центр, их будет проще снимать, но ведь и гражданам тогда не скажешь в случае чего: сами выбирали, поэтому не жалуйтесь. Все претензии – к тому, кто решает вопрос. То есть к Центру. Напомним: закон о губернаторских выборах стал одной из реформ избирательного законодательства, ставших прямым следствием массовых протестных акций в декабре 2011 года.
Самой шумной политической кампанией недели стали массовые проверки НКО. Власти уверяли, что мероприятие это плановое, но выглядело оно ответом на заявление американцев о том, что помощь российским НКО будет продолжена. В пятницу Путин подвел промежуточные итоги проверок. Он объявил действия проверяющих законными и назвал сумму зарубежных грантов, полученных неправительственными организациями, – 1 млрд. долл. Однако при этом появился список проверяемых, на фоне которого усилия правоохранителей выглядели чрезмерными: за малым исключением они не имели никакого отношения к политике, зато имели прямое отношение к улучшению жизни граждан. К примеру, трудно представить «иностранным агентом» «Солдатских матерей» Санкт-Петербурга.
Не успел Путин одобрить усилия правоохранителей и намекнуть, что хорошо бы неправедные деньги изъять, как в Думе появился соответствующий законопроект. Что показывает, как чутко прислушивается парламент к мыслям президента, считая их руководством к действию. На прошедшей неделе, кстати, «Единая Россия» встретилась со своим лидером Дмитрием Медведевым. Встреча в таком формате стала первой с тех пор, как премьер возглавил ЕР. Объявленный результат мероприятия: правительство и Дума заключили «пакт о ненападении». Что выглядит несколько странно для политической культуры любого другого государства, где законодательная власть естественным образом пикируется с исполнительной. Теперь же думское большинство становится заложником действий правительства, которому поклялось в верности и готовности к сотрудничеству.