Фото Reuters
Наверное, главным событием в сфере культуры на прошедшей неделе стоит считать съезд Союза кинематографистов. И не потому, что на нем в очередной раз избрали председателем Никиту Михалкова. А потому, что наметился прецедент превращения общественной организации в общественно-государственную. «Это такая новая прогрессивная форма, – сказал министр культуры Владимир Мединский делегатам съезда. – Подумайте!»Мединский появился на съезде ближе к вечеру, когда уже можно было поздравить Михалкова с переизбранием. Характерно, что говорил министр о СК как о главном и правильном объединении кинематографистов, единственно достойном поддержки, – и так и непонятно, знает ли он, например, о существовании Киносоюза, руководит которым Андрей Прошкин, а в рядах его – как классики (Эльдар Рязанов, Гарри Бардин, Андрей Смирнов, Александр Митта, Наум Клейман, Юрий Арабов, Александр Сокуров, Юрий Норштейн), так и представители сегодняшнего среднего поколения, действующие кинематографисты, чьими фильмами по большей части и представлена наша страна на международной фестивальной арене (Бакур Бакурадзе, Иван Вырыпаев, Павел Костомаров, Виталий Манский, Алексей Попогребский, Алексей Федорченко, Борис Хлебников, Николай Хомерики). Думается, что знает, конечно, министр о Киносоюзе, ведь не раз сиживал с представителями этого объединения на всяческих официальных заседаниях по вопросам кино, куда тактично были званы деятели обоих союзов – старого и нового. Но теперь – иная интонация. «Такая рыночная позиция: объединяйтесь, кто хочет, пусть будет 30 союзов, и каждый пусть выплывает сам по себе – это, знаете, псевдолиберальный подход, – заявил вдруг Мединский с трибуны съезда СК. – Он ведет только к одному: к тому, что таланты теряются, уезжают из страны, не могут снимать, у них нет финансирования».
Так вот о финансировании. «Государство имеет право и обязанность брать на себя содержание аппарата, нахождение средств на социальные программы, – толковал Михалков предложение Мединского придать Союзу кинематографистов статус общественно-государственной организации. – В этом случае союз может высвобождать средства на творческие планы – фестивали, гранты, премии, помощь регионам». «Позиция министерства очень проста, – добавил Мединский. – Мы не должны вмешиваться в творческие вопросы! Мы можем создать все необходимые условия для творческой реализации союза. Для того чтобы он успешно решал социальные вопросы отрасли, чтобы он был более эффективным». Правда, этому высказыванию предшествовала яркая «заметка на полях» – очевидно, отражающая личный какой-то критерий оценки кинопроизведения. «Требование к кино (не требование, а пожелание) может быть только одно, – заметил министр культуры. – Чтобы человек вышел из кинотеатра, и ему хотелось бы жить, вот жить с радостью, чтобы хотелось ему рожать детей, строить дом, чтобы он хотел сразу и незамедлительно сделать что-то. Вот такое должно быть кино!» Действительно, странные и мрачные какие-то, тяготеющие к политическим и историческим рефлексиям фильмы наших арт-хаусных лидеров мало радости несут… После «Долгой и счастливой жизни» Хлебникова выйдет человек и совсем не захочет строить дом. Потому что дом этот могут отобрать в любой момент без суда и следствия, как у героя фильма. Захочет, пожалуй, человек перестрелять людей в формах, фуражках и костюмах со значками партии «Единая Россия» – тоже как герой фильма. Нет, не такое должно быть кино. По крайней мере в общественно-государственной кинематографической организации авторам такого кино не место.
Съезд СК прошел в четверг, а на следующий день в том же зале Дома кино опять было жарко: после показа нового фильма Дмитрия Астрахана «Деточки» развернулась дискуссия. Зрительницы плакали от пережитых впечатлений и срывающимися голосами говорили в микрофон, что общество наше дошло до точки – это они окончательно поняли в ходе просмотра «Деточек». Дело в том, что картина Астрахана по сценарию Олега Данилова – довольно радикальная «сказка» про детей-убийц, которые вынуждены защищать себя и прочих обиженных граждан от педофилов, коррупционеров, наркоторговцев и прочей нечисти. Астрахан – человек страстный и неравнодушный, это известно. И фильм его, конечно, из серии «Не могу молчать!», но мораль в его основе весьма спорная. Вот и развернулись споры в Доме кино. Нашлись оппоненты плачущим женщинам – они справедливо говорили, что образы крутых подростков-мстителей могут породить подражателей, а ведь в руках у экранных деточек – ножи, они режут глотки людям. Словом, «Деточки» зрителей равнодушными не оставляют, это стало ясно. Через полторы недели состоится официальная премьера картины. Резонанс, бесспорно, будет.
Напомнил о себе на минувшей неделе Юрий Петрович Любимов. Слава богу, живой и здоровый, он вернулся к прерванным из-за болезни репетициям в Большом – если ничто тому не помешает, премьеру «Князя Игоря» мы увидим осенью. Но про «Князя Игоря» стало известно «попутно»: Любимов направил письмо в Департамент культуры Москвы, в котором объявил о своем желании запретить Театру на Таганке играть свои спектакли, те, в которых он обозначен не только режиссером, но и автором композиции. По закону такое право у него есть, хотя – с учетом сложности всего, что связано с авторским правом в России вообще и в театре в частности (режиссер у нас по-прежнему автором не считается). Департамент культуры уже проинформировал о готовящейся встрече Сергея Капкова с Любимовым, что Капков приложит все силы... Хочется надеяться, убедить Любимова удастся, тем более что как раз сейчас, думается, департамент сделал все, чтобы юбилей любимовской Таганки в следующем году можно было отпраздновать «с Любимовым», новое назначение нового директора Владимира Флейшера, фигуры нейтральной, думается, для того во многом и сделано. Флейшер, со своей стороны, выразил уверенность, что из этой ситуации удастся выбраться без потерь для афиши Таганки и, уж конечно, не доходя до суда.