Фото Reuters
Среди экономических новостей прошлой недели безусловным лидером оказалось сообщение о назначении экс-министра Эльвиры Набиуллиной на пост главы российского Центробанка. Во вторник президент Владимир Путин встретился с нынешним председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым, с собственной помощницей Эльвирой Набиуллиной и объявил о намерении внести ее кандидатуру в Госдуму для утверждения на место Сергея Игнатьева.Формально приход нового председателя ЦБ через несколько недель должна санкционировать Госдума. Однако в российских реалиях назначение Набиуллиной можно считать уже состоявшимся фактом. За сменой председателя ЦБ наблюдатели видят возможность смягчения денежно-кредитной политики и большее внимание к экономическому росту, который, очевидно, затухает в России.
Объявляя имя нового председателя ЦБ, Владимир Путин пообещал наградить Сергея Игнатьева: «Безусловно, ваша работа на этой должности будет отмечена и соответствующей государственной наградой». По словам президента, благодаря усилиям Игнатьева «самые трудные и опасные для нашей экономики годы кризиса… были пройдены нашей страной с относительно минимальными потерями».
Убежденность Путина, что самое трудное время кризиса уже позади, наверняка приободрит сограждан. Однако независимые экономисты совсем не уверены в том, что нашу экономику ждет сплошной позитив. Напротив: довольно высока вероятность новой девальвации рубля, всплеска инфляции, ускорения оттока капитала из страны и остановка роста реальной заработной платы – прежде всего в частном секторе. Такой может быть реакция российской экономики на сценарий «глобального замедления» в одной из крупнейших экономик мира – в США, в Евросоюзе или в Китае. Авторитетный Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценивает вероятность такого сценария примерно в 25%. На дне нового кризиса цена на российскую нефть марки Urals может снизиться до 85–90 долл. за баррель. Вероятную девальвацию рубля в ЦМАКП объясняют резким сжатием стоимостного объема экспорта, а также ускорением оттока капитала. При этом к 2015 году бивалютная корзина станет дороже 46 руб. против нынешних 34,9 руб. Другими словами, российская валюта будет девальвирована на четверть. А к 2016 году рубль потеряет 30% нынешней стоимости. Впрочем, пока сценарий «глобального замедления» остается лишь одним из вариантов развития.
В пятницу компания Ernst&Young опубликовала свой весенний прогноз развития еврозоны, где указывает, что несмотря на возможное возобновление роста во втором полугодии ВВП еврозоны сократится по итогам года на 0,5% – примерно так же, как и в прошлом году. Слабый рост на уровне 1,1% экономисты Ernst&Young ожидают в еврозоне лишь в 2014 году. По их словам, еврозона находится сейчас в значительно лучшем состоянии, чем шесть–девять месяцев назад. Однако Ernst&Young предупреждает: «Мы уже видели много ложных признаков восстановления экономики еврозоны, и то, что наблюдаем сейчас, может оказаться одним из них».
Таким образом, если сценарий «глобального замедления» станет реальностью, то Эльвире Набиуллиной предстоят ничуть не меньшие испытания, чем ее предшественнику.