Важным событием прошедшей недели стало поступление на Охотный Ряд президентского законопроекта о борьбе с коррупцией. Глава государства предлагает запретить госслужащим и парламентариям хранить деньги в зарубежных банках. Таким образом, он несколько смягчил аналогичный вариант думского проекта, не распространив запрет на недвижимость, а также отказавшись от уголовного преследования нарушителей. Эксперты указывают: закон этот коррупционерам легко будет обойти с помощью офшоров и родственников. Между тем вся эта долгоиграющая борьба с коррупцией могла бы давным-давно основательно продвинуться, если бы единороссы проголосовали за ратификацию XX ст. Конвенции ООН, как предлагает сделать думская оппозиция.
Президент Владимир Путин подтвердил на прошедшей неделе верность линии на укрепление стабильности. Выступая в четверг на расширенной коллегии ФСБ, он сначала подтвердил, что «конституционное право граждан на свободу слова незыблемо и неприкосновенно». И тут же добавил, что «при этом ни у кого нет права сеять ненависть, раскачивать общество и страну». В той аудитории, в которой выступал президент, он и не мог выразиться иначе. Однако каждый раз, когда глава государства говорит о «раскачивающих страну» врагах народа, возникает вопрос: как быть с десятками тысяч россиян, которые выходят на улицы страны по важным для них поводам? Например, против «антимагнитского закона»? Допустим, глава государства выводит за скобки этих людей как законопослушных граждан и имеет в виду только радикальных уличных политиков. Но такая ли уж большая угроза исходит от группы, убеждения и политическую активность которой не склонно поддерживать подавляющее большинство общества? Между тем президент, напомнив коллегам о своем январском указе о противодействии кибератакам, потребовал от них более жесткого контроля за социальными сетями, потому что «свобода слова не означает вседозволенности».
Премьер Дмитрий Медведев, отвечая журналистам, на Красноярском форуме продолжал комментировать свое пребывание на посту премьера. Он заявил, что рассматривает свою нынешнюю должность как «стажировку вниз», но чувствует себя в ней комфортно и что вообще это полезно – «попрактиковаться» в роли председателя правительства. Ответ этот любопытен тем, что требует логического окончания: попрактиковаться перед чем? Вряд ли перед переходом на более низкий пост. Однако мы помним, что после недавнего заявления о готовности подумать о выдвижении своей кандидатуры на президентский пост Медведев сообщил об отсутствии у него такого рода амбиций. Он продолжает размышлять в этом направлении?
Неделя получилась скандальной. Во-первых, раскручивается по нарастающей история с фальшивыми диссертациями. Блогеры обличают в плагиате уже не только ученых, но и политиков. Объектом критики стал глава фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. Пока он никак на нее не отвечает. А вот его товарищ по думской скамье депутат Владимир Пехтин, у которого блогер Алексей Навальный нашел незарегистрированную собственность в Майами, сразу же отреагировал на обвинения – он демонстративно покинул пост главы думской комиссии по этике. До конца разбирательства. Судя по реакции растроганного этим спикера ГД Сергея Нарышкина, парламентария «поймут и простят».
В субботу Координационный совет оппозиции назначил массовую протестную акцию на 6 мая. Не имея четких лозунгов, члены КС всерьез предложили провести мероприятие как юбилейное – в честь прошлогодней акции. На субботнее заседание собралось чуть больше половины членов КС. Интересно, почему никто из тех, кто участвовал в интернет-голосовании, отбирая кандидатов в совет, не интересуется, почему его члены фактически профукали небольшой, но все же политический капитал, собранный по крохам в Сети? Впрочем, возможно, все впереди.