Глава «Газпрома» Алексей Миллер на церемонии начала строительства газопровода «Южный поток».
Фото с официального сайта компании «Газпром»
Самым заметным событием последней недели стало начало строительства нового газопровода «Южный поток», который направит газ в Европу по дну Черного моря в обход Украины. Затраты на строительство новой трубы предварительно оценивается в 16 млрд. евро, из них 10 млрд. приходятся на морскую часть. Всего предполагается прокладка четырех ниток мощностью около 15,75 млрд. куб. м газа каждая. Коммерческие поставки по этому трубопроводу в Европу планируется начать в первом квартале 2016 года, а вывести проект на полную мощность – 63 млрд. куб. м в год – в 2018 году.
Морской участок газопровода «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит более 900 км, максимальная глубина – более 2 км.
«63 миллиарда кубических метров газа – это большой объем. Для того чтобы его обеспечить, Россия уже начала работу на собственной территории. Мы увеличим и расширим возможности для выхода к Черному морю на расстояние двух с половиной тысяч километров, построив дополнительно 10 перекачивающих станций, – заявил на церемонии начала строительства в пятницу президент Владимир Путин. – На первом этапе газоснабжение будет осуществляться как минимум в шести государствах: это Болгария, Сербия, Венгрия, Словения, Италия, Хорватия. В реализации проекта принимают участие наши крупнейшие партнеры из Западной Европы: Франция, Федеративная Республика Германия, Италия». В то же время потери Украины от сокращения транзита российского газа через ее территорию оцениваются в 2,5 млрд. долл. в год. Экономическая необходимость сооружения «Южного потока» в условиях сокращения потребления российского газа в Европе остается под вопросом. Однако его политические преимущества не вызывают сомнений.
Еще одно заметное событие недели – это утверждение Сенатом США «Законопроекта Магнитского» в увязке с отменой поправки Джексона–Вэника, которое состоялось в четверг. «Акт Магнитского» вводит визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти юриста Сергея Магнитского и к другим нарушениям прав человека, в том числе против тех граждан, которые добиваются свободы слова, свободы ассоциаций, свободы собраний и права на справедливый суд и демократические выборы.
Официальные лица в Москве воспринимают «Акт Магнитского» как недружественный антироссийский шаг. И угрожают США различными ответными мерами. В прошлую пятницу Россельхознадзор потребовал от импортеров мяса из США и Канады доказательств отсутствия в продукции стимулятора роста рактопамина. В американской Федерации экспортеров мяса связывают новые требования Россельхознадзора как ответ Москвы на «Акт Магнитского». Однако главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил в субботу, что требования исключить кормовую добавку рактопамин продиктованы не политикой, а пищевой безопасностью. Признаков компромисса с США по «Акту Магнитского» пока не видно. А это значит, что торговые отношения с США могут портиться и дальше.