Создается впечатление, что отступление от наметившихся в правление Дмитрия Медведева реформ идет ускоренными темпами.
Под ударом оказалась главная из них. В четверг Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) на полном серьезе предложил отменить губернаторские выборы. Основание звучит неубедительно: мол, выборы региональных начальников на Северном Кавказе сегодня – фикция. Странная логика: получается, что стране навязывается модель, удобная нескольким не самым развитым ее регионам. Авторы доклада, который после обсуждения будет представлен президенту (словно президент не в курсе этих инициатив, родившихся по его же совету, прозвучавшему публично еще в середине сентября), предлагают четыре варианта «невыборов», заковыристых и скучно-наукообразных. При желании можно придумать еще с десяток таких же.
Расчет здесь явно на то, что общество бросится обсуждать детали, оставив в стороне главное: отказ от корявеньких пока, но все-таки – прямых губернаторских выборов. За этой инициативой ИСЭПИ – презрение к гражданам, приравненным к несмышленышам, которых надо держать подальше от спичек. Вряд ли стоит сомневаться в том, что «широкое обсуждение в обществе» этой задумки закончится внесением в Госдуму соответствующих поправок и мгновенным их принятием конституционным большинством нижней палаты.
Из той же оперы – бурная активность депутатов по ограничению прав граждан на владение оружием. На скорую руку уже состряпан законопроект, повышающий возраст владельца. То есть вместо того, чтобы после случая с убийцей Виноградовым дать возможность гражданам защищать себя, разрешив ношение оружия, у них отбирают всякую надежду на эту защиту. В основе инициативы – то же высокомерное отношение к россиянам как опасным и придурковатым существам. Кстати, один из парламентариев, единоросс и бывший организатор лагеря «Селигер» Илья Костунов, так прямо и заявил ничтоже сумняшеся: самый тупой депутат умнее любого недепутата.
Еще одно разочарование недели – инициатива Мосизбиркома, посвященная процедуре отзыва столичного мэра. Поскольку столичный градоначальник обладает статусом губернаторским, понятно, что и другие главы субъектов РФ получат столь же заградительные законы. Дело в том, что московский избирком написал закон фактически о невозможности отозвать главу региона, обставив процедуру почти невыполнимыми условиями.
Разочарование № 4 – собравшийся наконец в новом составе Президентский совет по правам человека (СПЧ). Из органа компактного и рабочего – мы помним, как проводилась там опытными специалистами экспертиза по делам Ходорковского и Магнитского, – совет превратился, судя по некоторым признакам, в неповоротливую говорильню. Симптоматично, что следующее заседание совета, назначенное на 21 ноября, – уже под вопросом: возникла проблема кворума... По взглядам многих представителей совета, он теперь напоминает Общественную палату, приближаясь к ней по числу членов. Отметим в связи с этим две фразы Владимира Путина, сказанные на заседании совета. Первая: президент будет прислушиваться к мнению СПЧ, только если оно будет солидарным. И вторая: глава государства просит своих советчиков не обижаться, если будет поступать вопреки их рекомендациям. Так же, как он не обижается на них за критику.
Власти тоже получили на прошедшей неделе афронт – не все коту масленица. В пятницу палатой представителей США был принят закон о «списке Магнитского». После прохождения через сенат и подписания документа президентом Бараком Обамой несколько десятков чиновников, имеющих отношение, на взгляд властей США, к смерти юриста фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, не смогут ни въехать в Америку, ни получить оттуда вклады.