Президент Владимир Путин на прошедшей неделе активно занимался кадровой политикой – как бы опровергая прежние свои утверждения о необходимости соблюдать в этом вопросе сугубую осторожность, избегая отставок. Главный довод Путина, многие годы предъявляемый оппонентам, – а кого взамен? – казалось бы, утратил силу. Незаменимых нет, говорит стране президент. Неприкасаемых – тоже. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в субботу сделал на сей счет специальное заявление. Он назвал борьбу с коррупцией последовательной и ежедневной. «Некоторые утверждения о том, что последние громкие дела направлены на отвлечение внимания населения, смешны и труднообъяснимы».
Терапевтический подход сменился хирургическим. Снят с поста министр обороны Анатолий Сердюков, на его месте теперь бывший глава МЧС и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу. Рокировка потянула за собой ряд других перестановок: армия получила нового начальника Генштаба, а замена руководящих постов помельче рангом, похоже, далеко не закончена. Московская область получила и.о. губернатора – бывшего главу фракции единороссов в Госдуме Андрея Воробьева. Скандальным образом развивается обстановка вокруг Роскосмоса. Как выяснилось, следствие с подачи Счетной палаты уже давно имеет данные о злоупотреблениях в отрасли, но вот сегодня они предъявлены широкой публике – и список прегрешений, дают понять правоохранительные органы, может не только вырасти, но и затронуть руководство ведомства.
Насколько новой является политика Путина? Напомним: в случае с Анатолием Сердюковым он отстранился от мутной истории с финансовыми – и не только – злоупотреблениями. Однако должность министра обороны снова занял человек из ближнего окружения главы государства. Это же относится и к замене губернатора Подмосковья.
В субботу был задержан глава правительства Пермской области, бывший заместитель министра регионального развития Роман Панов – по обвинению в финансовых нарушениях во время саммита АТЭС. Он уже дал согласие сотрудничать со следствием. На последнем посту Панов пробыл всего две недели. Любопытно, что при утверждении его в должности крупного регионального чиновника «Единая Россия» не скупилась на самые блестящие рекомендации.
Думская фракция партии власти в конце прошлой недели обрела нового руководителя. Им стал глава комиссии по проверке депутатских деклараций Владимир Васильев. Напомним, он сыграл важную роль в процедуре изгнания с Охотного Ряда Геннадия Гудкова. А потом «уравновесил» это событие добровольно-принудительной отставкой единоросса Алексея Кнышова. После чего деятельность комиссии сильно поувяла, но теперь у ее руководителя появилась новая важная задача. Избран был Васильев практически безальтернативно.
Из неожиданностей недели: фигурант «болотного дела» Максим Лузянин получил жесткий приговор – 4,5 года заключения. Хотя дело его рассматривалось в особом порядке. То есть он полностью признал свою вину – мол, с полицейским действительно дрался, сопротивление власти оказывал.
Это было очень важно для следствия – чтобы на основе его показаний предъявить суровый счет остальным участникам процесса, чье поведение было не столь агрессивным. И сам Лузянин, и наблюдатели ожидали, что такой подарок следствию не останется невознагражденным. И все ошиблись. Власть доказала, что не склонна к компромиссу в принципиальном для нее вопросе массовых беспорядков. С этой целью суды даже разбудили «спящую» доселе ст. 212 Уголовного кодекса, эти самые беспорядки наказывающую заключением на срок от 4 до 10 лет. Ясно, что отныне самым разгоряченным участникам шествий уже не стоит рассчитывать только на КоАП или статью о мелком хулиганстве УК. 15-суточное наказание власти оставят для рядовых нарушителей.