Неделя, как ни крути, прошла под знаком споров и разговоров о современном искусстве. В Минкульте «широко» обсуждали проект Музея современного искусства на Бауманской, пресс-конференция Кирилла Серебренникова – это тоже был разговор о том, как современное искусство будет просачиваться на театральную сцену будущего «Гоголь-центра». А еще в четверг министр культуры Владимир Мединский на встрече с журналистами представил новые законопроекты. Среди них – предложение освободить от налогов на прибыль учреждения культуры (до сих пор такими льготами пользовались только образовательные и медицинские учреждения). Еще одна налоговая, вернее безналоговая, инициатива касается гос- и муниципальных культурных институций и направлена на привлечение меценатов. Раньше, как известно, если музей что-то покупал на внебюджетные средства за пределами страны, при ввозе должен был уплатить НДС – 18% от стоимости приобретенного. Готовится и собственно закон о меценатстве – по словам министра, занимаются им сами меценаты. На вопрос «НГ», означает ли внимание к меценатам уменьшение господдержки музеев, в том числе в связи с пополнением коллекций, Мединский сказал: «Я вообще не считаю, что закупка в фонды должна быть первостатейной статьей расходов государства». Еще одна тревожная музейная тема – будущее Музея декоративно-прикладного искусства. Недавно его директором назначили Елену Титову, прежде предлагавшую превратить организацию чуть ли не в Музей дизайна. Концепцию сказали доработать, но сроков не поставили, и теперь Мединский лишь заверил, что ни смены вывески, ни кадровых зачисток не будет. Но цель – «сделать этот музей популярным», – ее ведь разными средствами можно достичь… Еще в Минкульте готовят закон об аттестации. В театральной среде вопросы перехода на контрактную систему обсуждаются эмоционально, представители СТД обращались в министерство с просьбой таковую ввести. Пока обсуждается система аттестации – она не распространится на заключивших срочный трудовой договор и избранных на свою должность по конкурсу, и, как обещают, возраст сотрудников «не будет определяющим». Пока узнать, в каких театрах аттестация уже идет, нам не удалось. Государственно-частное партнерство сегодня, такое впечатление, воспринимается как последняя надежда для русской культуры.
В России 145 тыс. памятников культуры, но точного списка нет, сообщил министр – и восстановить все находящиеся в полуразрушенном состоянии государство не может. Поэтому тут нужно применить механизм государственно-частного партнерства, при котором памятник сдается в долгосрочную (на 49 лет) аренду или продается при условии восстановления. Практика перевода объектов культурного наследия в частную собственность существует в Европе, но в наших реалиях есть моменты, нуждающиеся в уточнении. Как эффективно контролировать, чтобы на месте, скажем, старинного здания не вырос новодел? Да и много ли будет желающих заниматься восстановлением и всегда ли это будут «те» люди, учитывая, что право на него будут продавать на аукционе, а весь период восстановления владелец или арендатор также должны будут платить государству?..
Накануне выходных в Сети появилось письмо Марата Гельмана основателю ЦСИ «Винзавод» Софье Троценко: «Вчера ты мне сказала, что Винзавод – место культуры и культурных развлечений и нельзя его превращать в политическую площадку. Имеется в виду дискуссия по поводу цензуры в Интернете, угрозы закрытия YouToube с 1 ноября... Я понимаю твое стремление, и я с ним солидарен. Хочется заниматься искусством. Хочется радовать почитателей, просвещать молодых хипстеров. Но... за год мы попали в новую реальность… Я понимаю, Винзавод, добившись успеха, сейчас активно встраивается в городские программы. Ты оберегаешь свое детище и, наверно, в своем праве, возможно даже, на тебя давят, но неужели ты веришь, что в этой ситуации, когда люди искусства активно включились в гражданское движение, Винзавод сможет сохранить лидерство и одновременно купировать любые формы политического высказывания? Я не верю».
Такое вот письмо, очень уважительное, но… вот такое.
А я провел четверг и пятницу в Пензе на очередном, уже втором, форуме «Провинция», где Гельмана, кстати, не раз поминали. В частности, Мария Арбатова предлагала учесть его опыт в Перми – мол, Гельман превратил Пермь в культурную столицу России. На что пензенский губернатор Василий Бочкарев отреагировал сообщением о том, что Пермь как раз в последние годы сильно теряла людей, город перестал быть миллионником и только что принято было решение о присоединении небольшого городка, чтобы этот статус вернуть. Тогда зачем, мол, нужна эта культурная столица, если из нее бегут люди? Вопрос? Вопрос.