0
2239
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

08.10.2012 00:00:00

В культуре: Споры о современном искусстве, споры о цензуре

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: искусство, цензура


Неделя, как ни крути, прошла под знаком споров и разговоров о современном искусстве. В Минкульте «широко» обсуждали проект Музея современного искусства на Бауманской, пресс-конференция Кирилла Серебренникова – это тоже был разговор о том, как современное искусство будет просачиваться на театральную сцену будущего «Гоголь-центра». А еще в четверг министр культуры Владимир Мединский на встрече с журналистами представил новые законопроекты. Среди них – предложение освободить от налогов на прибыль учреждения культуры (до сих пор такими льготами пользовались только образовательные и медицинские учреждения). Еще одна налоговая, вернее безналоговая, инициатива касается гос- и муниципальных культурных институций и направлена на привлечение меценатов. Раньше, как известно, если музей что-то покупал на внебюджетные средства за пределами страны, при ввозе должен был уплатить НДС – 18% от стоимости приобретенного. Готовится и собственно закон о меценатстве – по словам министра, занимаются им сами меценаты. На вопрос «НГ», означает ли внимание к меценатам уменьшение господдержки музеев, в том числе в связи с пополнением коллекций, Мединский сказал: «Я вообще не считаю, что закупка в фонды должна быть первостатейной статьей расходов государства». Еще одна тревожная музейная тема – будущее Музея декоративно-прикладного искусства. Недавно его директором назначили Елену Титову, прежде предлагавшую превратить организацию чуть ли не в Музей дизайна. Концепцию сказали доработать, но сроков не поставили, и теперь Мединский лишь заверил, что ни смены вывески, ни кадровых зачисток не будет. Но цель – «сделать этот музей популярным», – ее ведь разными средствами можно достичь… Еще в Минкульте готовят закон об аттестации. В театральной среде вопросы перехода на контрактную систему обсуждаются эмоционально, представители СТД обращались в министерство с просьбой таковую ввести. Пока обсуждается система аттестации – она не распространится на заключивших срочный трудовой договор и избранных на свою должность по конкурсу, и, как обещают, возраст сотрудников «не будет определяющим». Пока узнать, в каких театрах аттестация уже идет, нам не удалось. Государственно-частное партнерство сегодня, такое впечатление, воспринимается как последняя надежда для русской культуры.

В России 145 тыс. памятников культуры, но точного списка нет, сообщил министр – и восстановить все находящиеся в полуразрушенном состоянии государство не может. Поэтому тут нужно применить механизм государственно-частного партнерства, при котором памятник сдается в долгосрочную (на 49 лет) аренду или продается при условии восстановления. Практика перевода объектов культурного наследия в частную собственность существует в Европе, но в наших реалиях есть моменты, нуждающиеся в уточнении. Как эффективно контролировать, чтобы на месте, скажем, старинного здания не вырос новодел? Да и много ли будет желающих заниматься восстановлением и всегда ли это будут «те» люди, учитывая, что право на него будут продавать на аукционе, а весь период восстановления владелец или арендатор также должны будут платить государству?..

Накануне выходных в Сети появилось письмо Марата Гельмана основателю ЦСИ «Винзавод» Софье Троценко: «Вчера ты мне сказала, что Винзавод – место культуры и культурных развлечений и нельзя его превращать в политическую площадку. Имеется в виду дискуссия по поводу цензуры в Интернете, угрозы закрытия YouToube с 1 ноября... Я понимаю твое стремление, и я с ним солидарен. Хочется заниматься искусством. Хочется радовать почитателей, просвещать молодых хипстеров. Но... за год мы попали в новую реальность… Я понимаю, Винзавод, добившись успеха, сейчас активно встраивается в городские программы. Ты оберегаешь свое детище и, наверно, в своем праве, возможно даже, на тебя давят, но неужели ты веришь, что в этой ситуации, когда люди искусства активно включились в гражданское движение, Винзавод сможет сохранить лидерство и одновременно купировать любые формы политического высказывания? Я не верю».

Такое вот письмо, очень уважительное, но… вот такое.

А я провел четверг и пятницу в Пензе на очередном, уже втором, форуме «Провинция», где Гельмана, кстати, не раз поминали. В частности, Мария Арбатова предлагала учесть его опыт в Перми – мол, Гельман превратил Пермь в культурную столицу России. На что пензенский губернатор Василий Бочкарев отреагировал сообщением о том, что Пермь как раз в последние годы сильно теряла людей, город перестал быть миллионником и только что принято было решение о присоединении небольшого городка, чтобы этот статус вернуть. Тогда зачем, мол, нужна эта культурная столица, если из нее бегут люди? Вопрос? Вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1480
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1689
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости