С понедельника интерес политизированной публики держался двумя развивающимися интригами. И вот в пятницу Государственная Дума ожидаемо отобрала мандат у депутата Геннадия Гудкова. А в субботу состоялся марш несогласных. Там тоже неожиданностей не было – как и предполагали наблюдатели. Оба события содержали, однако, важные нюансы, оттого и были интересы.
В первом случае любопытен был факт явного несоответствия картинки – содержанию, говоримого – целеполаганию, творимого – смыслу. «Единая Россия» из последних сил демонстрировала непредвзятость, принципиальность и самостоятельность. Но при этом сильно переигрывала. И чем больше старалась, тем больше вопросов появлялось авторам шоу на Охотном Ряду. Вопросы были риторическими и ответов не требовали. Лучше всего ситуацию объяснял испуг единороссов по поводу собственной судьбы – рыльце в пушку, похоже, оказалось у доброй половины депутатского корпуса.
Любопытно, что депутат Александр Хинштейн, который до этого торжественно объявил, что не будет голосовать за изъятие у Гудкова мандата, в решающий день в Думе не появился. Дела срочно призвали его в регион. Зато Станислав Говорухин метаться не стал, а честно проголосовал против линии партии.
Происходящего застеснялись даже солисты – генпрокурор Юрий Чайка и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин так и не появились в Думе, переложив сомнительную честь «закапывания» Геннадия Гудкова на своих заместителей.
На следующий день Гудков выступал на Марше миллионов, который – тоже ожидаемо – миллионов не собрал. Впрочем, те 15 тыс. (по некоторым данным) человек – тоже не пустяк, а повод для власти задуматься. Например, над тем, почему граждане продолжают выходить на улицы, несмотря на явное расхождение их умеренных политических взглядов с революционно-несбыточными лозунгами ораторов.
Организаторы акции продолжают работать над собой, выбирая в Интернете собственный координационный комитет. Похоже, радикальная оппозиция настолько увязла в своих выборах и перевыборах, размежеваниях и объединениях, что стала не интересна не только гражданам, но и властям. Митинг закончился мирно.
Зато громким скандалом завершился саммит АТЭС во Владивостоке: местные чиновники с чадами и домочадцами, а также друзьями и любовницами отправились в морской круиз вместо волонтеров, которым обещал это сам президент. В этой истории региональные власти недолго взвешивали на тонких ювелирных весах аргументы непростого выбора: либо реализовать красивую инициативу президента, либо потрафить самим себе, отправившись в плавание. Любовь к себе победила. А молодым людям объяснили на доступном чиновничьем языке – что ж вы документов вовремя на приготовили, ведь вам целую ночь на это дали...
По-прежнему не уходило из политики на прошлой неделе дело панк-группы Pussy Riot. Народу не давали забыть о нем первые лица страны. Некоторые их заявления на эту тему отличались ярким стилем, сильными выражениями и смелостью мысли. Например, премьер Дмитрий Медведев на фоне выдвижений группы на различные премии (исключительно по соображениям высокого искусства!) мужественно признался, что его тошнит от Pussy Riot. В этой части его можно понять: так думает полстраны, как показали недавние соцопросы. Однако наказание девицам глава правительства считает чрезмерным. Ах-ах, заговорили вокруг, он пошел против самого Путина, который недавно высказал полную удовлетворенность приговором в два года лишения свободы для каждой из участниц панк-группы. Такая вот гомеопатическая фронда. И премьер может ее себе позволить – почему нет. Особенно если предчувствует нечто вроде амнистии. Ведь только таким безболезненным путем и можно вернуть раздутой истории якобы политического протеста ее истинный масштаб мелкого хулиганства.