Одной из самых забойных тем в закавказских, а точнее, грузинских СМИ были начинающиеся сегодня стратегические командно-штабные учения (СКШУ) «Кавказ-2012». В Тбилиси регулярно печатали материалы, вели телевизионные и радиодискуссии, связанные с этими маневрами. Рефреном в них звучала мысль о том, что после таких учений в 2008 году Грузия оказалась втянута в войну с Россией и потеряла 20% своей территории, оккупированной Москвой. О том, что в августе 2008-го именно грузинская армия вероломно напала на российских миротворцев, несущих службу по двустороннему Дагомысскому договору на границе Южной Осетии, что на так называемых оккупированных территориях работает собственная государственная власть, которую население избирало даже вопреки предпочтениям Кремля, и как это может называться оккупацией, в тамошних СМИ предпочитают не упоминать.
О начинающихся СКШУ на прошлой неделе не преминул высказаться в интервью каналу Euronews и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. У него вызвало сожаление, что Брюссель «не получил никакой официальной информации от России» об этих маневрах, об их цели, где и как они будут проводиться. Странное сожаление. В декабре прошлого года начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров собирал на брифинг иностранных военных атташе, где, безусловно, присутствовали и представители Североатлантического альянса, в том числе и московского Бюро НАТО по связям с отечественным Минобороны, и подробно рассказывал им и о цели учений «Кавказ-2012», и о местах их проведения, о привлеченных на них силах и средствах. Не раз делали это на открытых пресс-конференциях главком Сухопутных войск России генерал-полковник Владимир Чирков и первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Александр Постников. Неужели Расмуссену об этом не докладывали?
Ну а то, что Москва не послала официальное уведомление Брюсселю и не пригласила на СКШУ его наблюдателей, такой шаг абсолютно оправдан. В Основополагающем акте Россия–НАТО, подписанном в 1997 году, говорится, что подобные действия проводятся, если состав учений превышает 10 тыс. военнослужащих. На «Кавказ-2012» привлекаются 8 тыс. Да и маневры проходят очень далеко от границ альянса. От границ Грузии, которая не является членом НАТО. Даже на 200–300 км. Так что претензии к нашей стране, мягко говоря, сильно преувеличены. Тем более что Североатлантический альянс, проводя свои учения, скажем, в странах Балтии и в Польше, непосредственно у наших границ, никогда не приглашает на них российских военных наблюдателей.
Но не «Кавказом» единым жили наши войска на минувшей неделе. Прошло много и других учений. На полигоне «Прудбой» в Волгоградской области, к примеру, десантники после ракетно-артиллерийской обработки вражеского плацдарма высаживались на берег Дона, обеспечили создание наплавной переправы, которую соорудили из стальных понтонов инженерные войска. Потом по этому стальному полукилометровому мосту через «батюшку Дон» пошли танки Т-90 и боевые машины пехоты БМП-3.
В Душанбе прошли переговоры между российской и таджикской делегациями, возглавляемыми с одной стороны заместителем министра обороны Анатолием Антоновым, с другой – министром юстиции Рустамом Менглиевым и начальником Генштаба вооруженных сил Таджикистана Рамилем Надировым, о судьбе 201-й российской военной базы, что дислоцируется в трех городах республики – в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. Переговоры проходили за закрытыми дверями. Но утечки из-за них утверждают, что договор аренды будет продлен как минимум на 29 лет с правом пролонгации еще на 10 лет, платить за аренду Москва ничего не будет, компенсируя республике ее услуги подготовкой офицеров для местной армии, поставкой вооружений по льготным ценам и, что естественно, всесторонней поддержкой мира и спокойствия на территории страны, которые Таджикистану крайне необходимы.
Еще одно важное событие, о котором рассказал сайт посольства США в Москве. При участии американских денег полностью завершена ликвидация отечественных – самых больших – морских стратегических ракет Р-39 или РСМ-52, известных на Западе как SS-N-20 Sturgeon («Осетр»). Эти ракеты размещались в самых больших в мире двухкорпусных атомных подводных крейсеров стратегического назначения класса «Акула» проект 941 (длина такого крейсера составляла два футбольных поля – 172,8 метра). На каждой лодке было по 20 таких ракет, на каждой ракете по 10 ядерных боевых блоков с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) мегатонного класса. Один залп такой субмарины мог разнести вдребезги целый континент со всеми вытекающими отсюда последствиями для матушки-Земли. Таких крейсеров в СССР было шесть. Сегодня осталось три. Два стоят в резерве без ракет, один – «Дмитрий Донской» – переделан для испытаний «Булавы».